Юрий Шевцов: Армения для армян не так важна, важнее жизнь в диаспоре

Франция стала локомотивом Запада по продвижению своих интересов на Южном Кавказе, выбрав в качестве его объекта Армению. А в чем заключается интерес Парижа?

Об этом Oxu.Az рассказал директор белорусского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов, которого, кстати, аналитический департамент МИД Франции в 2015 году назвал «Человеком будущего»:

— В начале 90-х годов прошлого века внутри Европейского Союза, когда был подписан Маастрихтский договор («Договор о Европейском союзе»), произошло распределение ролей. Германия взяла на себя восточную политику ЕС — Восточная Европа и Россия. Франция же взяла на себя Средиземноморье и южную политику Евросоюза.

Таким образом, в рамках распределения внутри ЕС, Южный Кавказ оказался в приоритетах у Франции. И это самый главный фактор. Другой момент: у Франции существует своя историческая и специфическая традиция присутствия в вашем регионе. Частью это традиции является особое внимание к армянам, особенно к киликийским, которых сейчас уже почти нет. Армянский фактор и вызывает внимание французов к восточной части бывшей Османской Империи.

Исторически с конца XIX века бывшая территория Османской Империи находила в зоне влияния Германии. Но сейчас ее заменила Франция. Что делает Париж? Отталкивается от тех точек опоры, которые сложились давно. И они, очень часто, являются альтернативами немецким точкам опоры.

— Франция действительно выражает полную поддержку Армении. Дошло до того, что французский посол в Ереване Джонатан Лакот сказал, что участие Армении в ОДКБ не дает Парижу оказать Еревану военную помощь. При этом Азербайджан даже выделял в свое время деньги на восстановление музея ковров в Лувре, но на это во Франции не обращают внимания, хотя французские компании опасаются, что их не допустят к участию в работах по восстановлению освобожденных территорий Азербайджана, об этом писала и известная парижская газета Le Monde. Почему же Франция так однозначно на одной стороне — армянской?

— Это исторические процессы…

— Хорошо, а ОДКБ? Это же, по сути, Россия. Попытка Франции вытолкнуть Армению из этой организации не выводит из себя Россию?

— Здесь, с точки зрения Москвы, идет мелкая игра где-то на периферии. Она важна для вас и Армении.

Кстати, у Франции есть свои инструменты работы с армянской общиной в мире. Они возникли сотни лет назад и связаны, повторюсь, с почти исчезнувшей культурой Киликии. Но во Франции осталось сильное армянское лобби, симпатия к Армении, и ориентация на Армению, как нечто важно важное при каких-то обстоятельствах в восточном Средиземноморье.

Скажу еще. Обратите внимание, что армяне, которые жили и работали в Средние века в северном Черноморье, стали нитью, связывавшей Иран с Европой. А вот те армяне, которые были диаспорой и находились в Средиземноморье, оказались связаны с Францией. Это разные группы армян. Франция видит армян через свою историческую традицию, связанную с условной Киликией. А мы с вами видим армян иначе, через призму уже упомянутого выше северного Черноморья. Но и тем, и другим, по большому счету, территория не важна. Это особенность данной нации.

— То есть, сама Армения для армян не так важна, важнее жизнь в диаспоре?

— Именно так.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ