Юрий Мавашев: Это приведет к новой катастрофе для Армении

После победы Азербайджана во второй Карабахской войне начался процесс не только армяно-азербайджанского, но и армяно-турецкого урегулирования. Правда, несмотря на проведенные встречи, особого прогресса нет. Самый заметный результат — это недавняя договоренность об обеспечении пересечения сухопутной границы Армения — Турция для граждан третьих стран и начале прямых воздушных грузоперевозок.

До полноценного урегулирования еще очень далеко, и это несмотря на то, что со стороны Анкары нет никаких препятствий. Более того, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своем недавнем послании Константинопольскому патриарху ААЦ архиепископу Сааку Машаляну заявил о необходимости «вместе строить будущее» и упомянул процесс нормализации отношений с Арменией.

А вот в Армении заявляют, что не видят ощутимого прогресса в процессе нормализации отношений с Турцией. Об этом сказал вице-спикер армянского парламента Рубен Рубинян. Кроме того, в Ереване не хотят даже обсуждать демаркацию армяно-турецкой границы. По словам пресс-секретаря МИД Армении Ваана Унаняна, «в повестке такого вопроса нет». А это значит, что в Ереване не готовы отказаться от территориальных претензий к Турции. Впрочем, в Турции не особо переживают по этому поводу.

Отсутствие заметного прогресса на переговорах связано еще и с активностью армянской диаспоры. Так, европейский офис «Ай Дата» партии «Дашнакцутюн» призвал Европейский парламент «осудить деструктивную роль Турции в карабахском конфликте». Сделано это было как раз в контексте диалога между Турцией и Арменией.

Прокомментировать ситуацию Oxu.Az попросил директора российского Центра изучения новой Турции Юрия Мавашева:

— Армения уже давно не представляет собой суверенную страну. Она находится под контролем отчасти Ирана, отчасти России, а отчасти других сил, которые связаны с армянской диаспорой. Это не дает Армении возможности смотреть вперед.

Нормализация отношений с Турцией — это то, что нужно прежде всего самой Армении. Мы же это понимаем. В плане экономики у Армении нет других вариантов, кроме взаимодействия со своими соседями. С Тегераном Ереван, кстати, взаимодействует. Но заведение ситуации в тупик с Турцией означает для армянской молодежи как активной части населения потерю будущего.

В закрытом пространстве, в коконе развиваться невозможно. Можно, конечно, попытаться создать КНДР — Северную Корею, но только если рядом есть условный «Китай». У Армении такого «Китая» нет. России в ближайшее время будет совершенно не до Армении. Все эти российские игры с армянскими элитами скоро закончатся.

Если Армения не оставит прежнюю повестку, то это приведет к новой катастрофе для страны. Армянский народ проигрывает, и не только в военном смысле. Как ответят в Ереване на риторический в общем-то вопрос: «Стала ли Армения крепче, богаче, перспективнее, продолжая следовать своему первоначальному курсу?»

Влияние Москвы и Тегерана на политические процессы в Армении будет слабеть. Складывается качественно иная ситуация. Это раньше РФ действовала с ИРИ в связке по отношению к Армении. У Еревана не получится балансировать между Россией и Ираном.

— А готова ли Армения оказаться в кармане у Ирана, раз балансировать будет невозможно?

— Это то, что светит Армении. На двух стульях усидеть не получится. И вся эта риторика Армении хороша, когда есть возможность «поиграть» в противостояние с соседями, в том числе с Турцией и Азербайджаном. Сейчас это не получится.

— Но ведь есть Россия. Может, Армения выберет ее?

— Россия сейчас воспринимается и на Западе, и в Евразии (вспомните позицию Казахстана и заявление президента Касым-Жомарта Токаева) как токсичный игрок. И здесь появляется Турция, которая как минимум сравнивает свой потенциал с российским, а еще и решает проблемы с НАТО.

Давайте посмотрим на СНГ. Разве есть общая поддержка России? Ее нет. Даже Беларусь до сих пор не участвует в военной операции России в Украине, но если Минск и подключится, то это мало что изменит, да и будет воспринято как шаг, сделанный под давлением России. К чему это я веду — никакого единства между Россией и Арменией ни в одном интеграционном объединении мы не наблюдаем.

Если Армения хочет оказаться в такой же политической изоляции, как Россия, сделав ставку на Москву, то — пожалуйста. Может, вместе действительно будет веселее.

Политика — это действительно искусство возможного. Но если в результате грозит военная катастрофа, то надо задуматься — а кто будет обеспечивать военную безопасность Армении? Сообщалось, что из Карабаха часть российских миротворцев перебрасывали на восток Украины. Повторюсь — на кого будет рассчитывать Армения?

Россия не может выступать гарантом стабильности и безопасности. А Иран вряд ли будет впрягаться за Армению. Так что сохранение линии на отказ от примирения с Турцией и Азербайджаном для Армении грозит катастрофическими последствиями, гораздо худшими, чем осенью 2020 года, когда было подписано трехстороннее заявление. Азербайджан, кстати, придерживался всех пунктов, а вот к Армении много вопросов.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ