Яшар Ниязбаев: Турция добивается результата — ЗАПАД ВЫПОЛНЯЕТ УСЛОВИЯ АНКАРЫ
Жесткая позиция Турции, которая отказывается ратифицировать вступление Швеции и Финляндии в НАТО до тех пор, пока эти страны, как и США, не выполнят взятые на себя обязательства, стала приносить свои результаты. Подготовленные Палатой представителей Соединенных Штатов поправки, увязывающие продажу F-16 Турции с ограничительными условиями (от Турции требовали гарантий того, что ее ВВС не будут вторгаться в воздушное пространство Греции), были полностью исключены из законопроекта об оборонном бюджете.
Несмотря на возмущение шведской общественности, Стокгольм экстрадировал в Турцию Махмута Тата, приговоренного турецким судом к 6 годам и 10 месяцам заключения. Он был осужден за участие в деятельности Рабочей партии Курдистана (PKK), признанной Анкарой террористической организацией. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Швеции и Финляндии необходимо ужесточить свое антитеррористическое законодательство и расширить сотрудничество с НАТО, в том числе с Турцией, в области борьбы с терроризмом и террористическими организациями, такими как PKK.
Кроме того, премьер-министр Швеции Улоф Кристерссон выступил фактически в поддержку операции Турцию в Ираке и Сирии, заявив, что у турецкой стороны есть право защищать себя. А шведский парламент одобрил изменения в конституцию, которые ужесточают антитеррористическое законодательство, что соответствует обязательствам Стокгольма перед Анкарой. Сообщалось, что Швеция даже сняла эмбарго на экспорт оружия в Турцию.
Впрочем, Турция пока не окончательно удовлетворена усилиями Стокгольма. В конце ноября посол Швеции в Анкаре Стаффан Херрстрем был вызван в МИД Турции, где ему были высказаны претензии за пропаганду террористической организации и оскорбления в адрес президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Министр обороны Турции Хулуси Акар буквально на днях сказал, что Стокгольм и Хельсинки до сих пор не выполнили все свои обязательства. С похожим заявлением выступал и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, по словам которого Финляндии и Швеции необходимо предпринять новые шаги для вступления в НАТО.
И неслучайно, что глава МИД Швеции Тобиас Билльстрем после встречи со своим турецким коллегой не смог подтвердить, что его страна завершит вступление в НАТО и в 2023 году, хотя и заявил о наличии прогресса.
Есть у Турции и вопросы к США, откуда звучат жесткие заявления в адрес Анкары. Так, известный американский аналитик, бывший сотрудник Пентагона Майкл Рубин призвал признать Турцию спонсором терроризма. А известный конгрессмен, армянский лоббист Фрэнк Паллоне осудил сотрудничество России и Турции, отметив, что Анкара не может прятаться за статусом союзника по НАТО. Ну, а издание Financial Times вообще отметило, что НАТО должно быть готово приостановить членство Турции в альянсе (хотя технической процедуры для этого не существует — ред.).
Ситуацию в связи с этим для Oxu.Az прокомментировал эксперт по Турции, главный редактор «МК в Турции» Яшар Ниязбаев.
— Как турецкое общество относится к такой жесткой позиции Анкары, которая фактически заставила США, Швецию и Финляндию (к Хельсинки, кстати, у Турции меньше всего претензий) пойти на выполнение турецких условий?
— Граждане Турции поддерживали и поддерживают позицию официальной Анкары, которая не согласилась с расширением НАТО без исполнения условий, которые выдвинула турецкая сторона. Перед Турцией действительно остро стоит проблема терроризма. И есть фактор косвенной поддержки европейскими странами террористических организаций и симпатизирующих им лиц, которые собирают какие-то пожертвования, направляют в регион боевиков. Турки об этом прекрасно знают. Ранее больше говорили о Германии, где фиксировалось значительное число таких случаев. А потом всплыли факты о том, что Финляндия и Швеция закрывают глаза на присутствие и даже работу организаций, связанных с Рабочей партией Курдистана.
Так что реакцию турецких властей население считает очень уместной. Тем более что есть эффект, Турция добивается результата. Да, он пока не максимальный, полностью требования Анкары не выполнены, но граждане страны гордятся тем, что их страна может ставить условия и добиваться своего. Тем более когда Турция выдвигает требования к американцам, хотя формально только Финляндия и Швеция подписались под обязательствами перед Анкарой.
Дело не только в выдаче тех или иных подозреваемых или осужденных лиц Швецией и Финляндией. Важны еще и переговоры за закрытыми дверями, когда обсуждался вопрос поставок Турции истребителей F-16. Американский Конгресс не согласился предоставить самолеты турецкой стороне без предусловий. Но президент США Джо Байден пообещал решить этот вопрос. И действительно сейчас есть подвижки. Так что Турция будет, скажем так, несколько сговорчивее в переговорах с Хельсинки и Стокгольмом по вопросу вступления Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс. К тому же шведская сторона уже выдала Турции одного из осужденных турецким судом по обвинению в терроризме.
— Подобная твердость добавляет очки власти в преддверии выборов, которые ориентировочно должны пройти в июне следующего года?
— Да, безусловно. В преддверии выборов решимость правящей партии в отстаивании интересов Турции увеличивает рейтинг президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Как я уже говорил, люди видят, что государство ставит задачи и добивается результата. Это очень важно для эмоционального подъема граждан.
— F-16 и комплектующие из США еще не поступили, но скорее всего это уже технический вопрос. Начинается выдача Швецией обвиняемых в терроризме. Чего еще может добиться Турция, используя историю с разрешением на вступление Швеции и Финляндии в НАТО?
— Для Турции действительно очень важно было приобрести истребители F-16 и комплектующие, чтобы модернизировать уже имеющиеся самолеты в авиапарке ВВС страны. Важно было получить признание того, что Швеция очень лояльно относилась к террористической организации Рабочая партия Курдистана. И сейчас, даже если Стокгольм не станет выдавать большое количество террористов, то как минимум будет очень внимательно и чувствительно относиться к этому вопросу, постарается не делать ничего, что могло бы раздражать Анкару. Это очень важная история.
Теперь о том, чего еще может добиться Анкара. Не до конца решен вопрос со снятием эмбарго на поставки вооружений в Турцию. Финляндия пока что обещает оформить в будущем несколько лицензий, позволяющих экспортировать оружие в ТР.
Еще важный момент — это турецкая операция на севере Сирии. Здесь необходимо убедить США не сотрудничать с вооруженными формированиями YPG (фактически боевое крыло курдской партии Демократический союз — PYD — ред.) и как минимум дать создать Турции буферную зону глубиной в 30 км от ее южных границ на севере Сирии.
Наир Алиев