Якуб Корейба: В Восточной Европе и на Южном Кавказе исчезает влияние России — ИНТЕРВЬЮ ИЗ ПОЛЬШИ
На недавней очередной международной встрече в формате «Рамштайн», где представители десятков стран мира обсуждали военную помощь Украине, было принято много решений по поставкам БТР, гаубиц, артиллерийских снарядов, вертолетов и т.д. Но западные танки (речь прежде всего о немецких Leopard-2), которые так ожидал Киев, в ближайшее время в Украину не попадут: стороны не достигли согласия.
Между тем перед самим заседанием представители минобороны девяти стран Европы — Польши, Великобритании, Эстонии, Латвии, Литвы, Дании, Нидерландов, Словакии и Чехии — подписали «Таллинскую декларацию», в которой содержится обязательство предоставить Украине танки. Кроме того, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий призвал власти Германии не прятать танки для Украины на складах.
Ситуацию для Oxu.Az прокомментировал польский журналист и политолог Якуб Корейба.
— Западные страны так и не достигли согласия о передаче Украине тяжелых танков, хотя на встрече в формате «Рамштайн» договорились о поставках другого вооружения в достаточно большом количестве. Но Украина ждет именно танки.
— Внутри НАТО ведется дискуссия. Есть сторонники революционного, проактивного подхода к помощи Украине. Это США, Великобритания, страны Центральный Европы. И есть консервативная, и даже реакционная коалиция, которую возглавляет Германия. Между этими двумя полюсами были неопределившиеся страны, те, у которых есть оружие для передачи Украине, но нет четких интересов в Восточной Европе, и которых украинский конфликт не очень касается.
В целом мы видим, и «Рамштайн» это подтвердил, что мнения склоняются в сторону активной поддержки Украины. Сейчас Германия становится фактически последней консервативной страной, которая хочет просто дождаться окончания конфликта в Украине, вести себя тихо и не реагировать на изменения в миропорядке. Но поскольку ФРГ осталась одна, то союзники так или иначе ее убедят примкнуть к большинству. Рано или поздно танки будут поставлены в Украину, поскольку в НАТО одобрена стратегическая линия на поддержку Киева.
— Но не будет ли это слишком поздно? На днях президент Польши Анджей Дуда сказал, что через несколько месяцев, а может быть и недель, «мы поймем, выживет ли Украина». Дуда уверен, что российская армия готовится к новому наступлению, поэтому нужно предоставить больше танков Украине. А танков-то нет…
— Я вам объясню отличие подходов. Есть разная оптика, призма, через которую на происходящее в Украине смотрят страны Восточной и Западной Европы. На Западе Европы Россия является одним из активных участников европейской политики. Германия, Франция почти 30 лет выстраивали партнерство с РФ. И сейчас они не хотят от этого отказываться, считая такие взаимоотношения важным элементом миропорядка и гарантией безопасности на восточном фланге Европы. Германии без России придется заново конструировать свою внешнюю политику.
А страны Восточной Европы смотрят на события принципиально иначе. Для Польши, государств Балтии любое нарушение территориальной целостности Украины, отчуждение даже маленького кусочка земли, не говоря уже про целые регионы, просто неприемлемо. Если Украина теряет Крым, Донецк, Луганск, то это значит, что любая другая страна в Восточной Европе находится под угрозой и может потерять какую-то территорию.
Восточная Европа смотрит на конфликт в Украине принципиально, а Западная Европа — инструментально. Это разные видения того, что может произойти в Украине в ближайшее время. Если случится наступление российской армии, то для западноевропейцев это не станет каким-то большим событием. А для нас это — иное дело. Защита украинской территории — это борьба за принцип территориальной целостности и суверенитета всех наших стран.
— Вы очень правильно сказали про защиту территориальной целостности. Но вот польские СМИ, например издание NDP, пишет, что Польша может получить от США Западную Украину за долги, а потом Республика Польша будет выплачивать эти задолженности Западу. В Польше действительно хотят получить часть территории Украины?
— Такого рода публикации либо большая глупость, либо диверсия. Подобное могли написать или идиоты, или предатели. В Польше нет ни одного нормального политика, эксперта, ученого, который поддерживал бы такие идеи в публичном пространстве. Эти идеи, скорее всего, являются доказательством внешнего влияния на польское общество.
Раздел Украины с точки зрения интересов Польши — это самое плохое, что может произойти. Варшава считает, что Украина должна быть как можно больше и прочнее. И тогда у Польши будет стратегическая глубина. Чем сильнее будет Украина, тем больше безопасности будет у Польши.
— Многие эксперты отмечают, что за почти год войны в Украине можно говорить об определенном ослаблении России на многих направлениях, включая Южный Кавказ, ведь очень много ресурсов уже было потрачено на украинском направлении. А что вы думаете по этому поводу?
— Еще лет 10 назад я читал прогнозы о том, что если Россия пойдет на риск и войдет в большой конфликт, то это станет ее концом как мощной европейской державы. У РФ нет сил и средств для того, чтобы победить в большой войне. Но в силу различных причин Российская Федерация вовлеклась в такой конфликт.
И сейчас мы видим, что она уходит из разных регионов, не только из Европы. Влияние РФ в Украине — со знаком минуса из-за войны. В Центральной Азии Пекин полностью вытесняет Москву. На Южном Кавказе есть заметное усиление Турции, которая, впрочем, всегда имела влияние на регион. Но сейчас это такое мягкое лидерство Турции, это не империализм.
Усиление Анкары ведет к увеличению влияния регионального лидера — Азербайджана, который успешно восстанавливает свою территориальную целостность. Создается пространство для реализации национальных интересов Азербайджана в партнерстве с Турцией. Баку и Анкара показывают современное сотрудничество нового типа. В чем-то это похоже на взаимоотношения Польши и Украины. В Восточной Европе и на Южном Кавказе исчезает влияние России, и оно не заменяется давлением какого-либо внешнего гегемона — Китая или США.
Наир Алиев