Внутри Азербайджана все знают о резолюциях ООН, но за пределами страны… — ИНТЕРВЬЮ ИЗ ЛОНДОНА
Вопрос реформирования ООН все чаще обсуждается и в экспертном сообществе, и в международных организациях, и на различных политических площадках. На недавнем бакинском саммите Контактной группы Движения неприсоединения (ДН) Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что состав Совета безопасности ООН должен быть расширен, чтобы сделать его более представительным и географически более справедливым. Одно постоянное место, согласно предложению главы азербайджанского государства, должно быть предоставлено Движению неприсоединения (его будет занимать представитель страны, которая председательствует в ДН). Кроме того, Азербайджан поддерживает выделение мест в Совбезе ООН и для Африки. О том, что мир больше пяти (речь о членах Совбеза ООН), говорил и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Сегодня о реформе ООН и войне в Украине, которая является важным фактором в возможных изменениях в структуре Организации Объединенных Нацией, Oxu.Az беседует с аналитиком из Великобритании, экспертом по стратегическим коммуникациям, генеральным директором компании DARS CONSULTING Сергеем Становкиным:
— Организация Объединенных Наций действительно нуждается в реформе. Разговоры об этом идут давно. И голос Движения неприсоединения в СБ ООН важен, несмотря на то, что мы находимся в новых реалиях.
Но обратите внимание на нюанс. В 2003 году Россия предложила реформировать ООН, так как с 1945 года (дата основания организации — ред.) изменилось количество стран и ситуация в мире. Но как эту реформу проводить, кто должен войти в Совет безопасности? По этим вопросам были большие расхождения. Право вето раньше использовали в основном только США и их союзники. А вот в последнее время этой возможностью пользуются больше Россия и Китай. И есть некоторые страны, которые не высказывают неодобрения военных действий, которые Россия начала в Украине.
Я еще раз хочу отметить, что раньше за реформу ООН выступала РФ, потому что право вето применяли чаще всего Штаты. В конце прошлого года за реформу выступил президент США Джо Байден, и причина опять же в праве вето, которым активнее стали пользоваться РФ и КНР. Ведущая международная организация стала не в состоянии осудить военные действия России против Украины. Это уникальная ситуация, ведь Совет безопасности и был создан как раз для сохранения мира, безопасности и предотвращения конфликтов. А теперь СБ ООН не может осудить нарушение суверенитета и военные действия одной страны против другой.
Что касается Движения неприсоединения, то оно было создано во время «холодной войны». Тогда, по сути, существовала блоковая структура. И сейчас многие эксперты пытаются все свести к этой блочности. Вот есть Запад, а есть Россия, «против которой весь мир». Но во время «холодной войны», несмотря на всю жесткость риторики, никто не позволял себе говорить о возможности применения ядерного оружия, никто не вел широкомасштабные военные действия на территории Европы, как это происходит сейчас в Украине. И как может одна страна (Россия — ред.) говорить, что ей угрожают, в то время как на ее территории нет иностранных войск. При этом она сама перешла границу другого государства и ведет там боевые действия.
Я говорю это к тому, что страны, которые во времена «холодной войны» не желали присоединяться ни к США, ни к СССР, сейчас смотрят на ситуацию по-другому. Но и в настоящее время речь не должна идти о поддержке того или иного блока, ведь есть такое понятие, как «общечеловеческие ценности». Посмотрите, даже Россия признает, что весь Запад оказывает помощь Украине в ее борьбе за независимость. Но у разных государств, входящих в ДН, которая действительно является большой организацией, есть своя позиция.
На днях я участвовал в лондонском Глобальном саммите мягкой силы (Global Soft Power Summit 2023). И там поднимался вопрос стран мира, которые или поддерживают военную операцию России, или не высказываются за прекращение войны РФ против Украины. Важно сказать о мирных украино-российских переговорах, которые предлагают некоторые эксперты и акторы мировой политики в качестве актуальной повестки дня. На Global Soft Power Summit 2023 эта тема затрагивалась, было много обсуждений, касающихся нападения одной страны на другую и поддержки пострадавшей стороне. Вот, представьте: кого-то грабят на темной улице, защищающийся человек наносит непоправимый ущерб здоровью нападавшему. Кто виноват и о каких переговорах в такой ситуации может идти речь?
— Давайте вернемся к реформе ООН…
— Да, она будет. И мнение, высказанное на недавнем саммите Движения неприсоединения, которое является одной из самых влиятельных международных организаций, будет услышано. Другой вопрос, что, как я уже сказал, у стран, входящих в ДН, есть разная оценка ситуации в связи с войной на востоке Европы.
— Давайте поговорим об эффективности ООН. Вы сказали, что Совет безопасности был создан для сохранения мира и предотвращения конфликтов. Но в некоторых случаях резолюции ООН срабатывают моментально, а в других их исполнение откладывается на года и десятилетия, как это произошло в случае армяно-азербайджанского конфликта…
— Вы сами сказали, что в одних случаях резолюции исполняются быстро, а в других, увы, нет. Действительно, ООН показывает разную степень эффективности в различных случаях. Однако если бы ООН была полностью неэффективна, то не было бы и обсуждения военных действий России на территории суверенной страны — Украины. Как проголосовали страны — это другое дело. Но самое важное, что сам вопрос обсуждался в ООН, аргументы были высказаны вслух и России пришлось на это отвечать, а ответов не было, и РФ пришлось использовать право вето. Это очень показательно.
Теперь об армяно-азербайджанском конфликте. Я больше 30 лет живу в Великобритании, и когда речь заходила об оккупированных территориях Азербайджана, то многие, в том числе и журналисты, не ссылались на резолюции ООН, они о них не знали. И мне кажется, что это была недоработка тех азербайджанских экспертов, которые занимались международной информацией. Дипломаты у вас прекрасные, но ведь они используют навыки индивидуальной, а не массовой коммуникации. Внутри Азербайджана все знают о резолюциях ООН, но за пределами страны далеко не все осведомлены об этом. На Западе, в США увольняют дипломатов и чиновников, которые не способны в определенном регионе мира добиться симпатии к своей стране.
— Хорошо, а что может измениться, если в составе постоянных членов СБ ООН будет не пять, а семь или даже 10 членов?
— Государств стало больше. В 1945 году существовала 51 страна, а сейчас свыше 190. Значит, и представительность должна быть шире. Появится больше разных точек зрения, возникнет возможность всесторонне обсуждать вопросы войны и мира. Если в СБ ООН придут новые страны, то, возможно, появятся и новые аргументы относительно того, почему так важен мир.
Наир Алиев