В случае войны у Армении не будет никаких других вариантов, кроме очередного проигрыша

После недавней встречи глав МИД Азербайджана и России Джейхуна Байрамова и Сергея Лаврова в Москве начался новый этап активизации обсуждений армяно-азербайджанского урегулирования. Так, глава комиссии Национального собрания Армении по внешним связям Эдуард Агаджанян сообщил, что Ереван получил от Баку предложения по проекту мирного договора и не исключил возможности встречи Президента АР Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна уже в декабре. Правда, при этом глава МИД Армении Арарат Мирзоян заявил, что мирное соглашение вряд ли будет готово до конца года.

В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 7 декабря заявил, что Россия готова оказать содействие для проведения на своей территории встречи Президента Азербайджана Ильхама Алиева и армянского премьера Никола Пашиняна. Кроме того, в Москве состоялось заседание трехсторонней рабочей группы вице-премьеров Азербайджана, России и Армении, в ходе которого обсуждалось открытие коммуникаций в регионе. Впрочем, как сказал Никол Пашинян, конкретных результатов пока нет.

Сегодня ситуацию вокруг армяно-азербайджанского урегулирования для Oxu.Az комментирует российский политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

— Событий, связанных с переговорным процессом, в последнее время очень много, но конкретных результатов мало. Хотя глава армянской парламентской комиссии Эдуард Агаджанян и сообщил о том, что Ереван получил от Баку предложения по проекту мирного договора и не исключил возможности встречи лидеров Азербайджана и Армении до конца года. Такое заявление последовало после встречи глав азербайджанского и российского внешнеполитических ведомств в Москве. Возможно ли, что московские переговоры подтолкнули Ереван к решению все-таки что-то делать, а не имитировать переговоры?

— Мне кажется, что встреча министров Джейхуна Байрамова и Сергея Лаврова может стать той «соломинкой, которая переломит спину верблюду» и подтолкнет Ереван к подписанию мирного договора и началу процесса демаркации границы. Армянской стороне давно давали понять, что никто не пойдет у нее на поводу, не будет поддаваться на провокации, которые периодически Ереван пытается организовать. Не будет никаких пересмотров соглашений от 9 (10) ноября 2020 года. Никто не пойдет на новое обсуждение «статуса Карабаха». Не будет возможности передоговариваться о чем-то, так как есть подписанный документ, договоренность о функционировании коридоров и т.д. Никаких обсуждений по поводу того, нужно это или нет, никто поддерживать не будет. Есть один вопрос — как можно быстрее подписать мирный договор, все организовать и дальше жить в новом позитивном пространстве. Для Армении это, возможно, даже важнее, чем для всех остальных.

Ситуация стала очевидной и на саммите ОДКБ в Ереване, когда было четко заявлено, что ни на какие провокации Организация Договора о коллективной безопасности не поддастся. Попытка Пашиняна организовать спектакль ни к чему позитивному не привела. Встреча Джейхуна Байрамова и Сергея Лаврова еще раз показала неизменность позиции относительно тех договоренностей, которые были достигнуты. Для Еревана должно быть очевидным, что или процесс идет позитивно, в том числе и для Армении, которая должна смотреть в будущее, или Армения будет усугублять не самое лучшее для себя положение.

— На этом фоне из Еревана приходят и другие сообщения. Например, в ноябре организация Gallup International провела опрос, который показал, что 59,4% респондентов считают, что Армения должна вооружаться, и только 14,1% думают, что нужно активизировать мирные переговоры. То есть налицо желание милитаризации, которое поддерживают и армянские политические деятели. К примеру, бывший депутат армянского парламента Арман Абовян, известный тем, что часто выступал на российских политических ток-шоу, заявил, что «мирный договор с Баку — наш смертный приговор». Другой деятель — руководитель центра «Модус вивенди» и член совета Национального демократического полюса Армении Ара Папян — предъявил претензии на Нахчыван, который он считает «частью Армении», и т.д. Такое ощущение, что сформирован негативный фон и общество не готово к миру…

— Этот фон формируют средства массовой информации, которые ориентированы на нынешнюю власть, прежде всего на позицию Пашиняна. А мы видим, что он разворачивает Армению в западном направлении. Премьер говорит, что участие в ОДКБ неэффективно, помощи от России недостаточно. Это, конечно же, транслируется армянскими СМИ, а дальше воспринимается экспертным сообществом, которые в этом ключе и начинают работать. Здесь есть обратная связь, усиливающая эту позицию. Сначала говорят одни, потом тему подхватывают СМИ, начинается обсуждение, и политики вновь должны возвращаться к поднятому вопросу с еще большим энтузиазмом.

Но если объективно смотреть, то армянское общество должно прекрасно понимать, что, проиграв в 2020 году, Армения сильнее не стала. Пока страна не решит вопрос экономической и политической изоляции, не будут открыты границы, не следует ожидать и нормального развития экономики. Нынешнее состояние своих вооруженных сил Армения уже показала. Никаких других вариантов, кроме очередного проигрыша, не будет.

Пережить поражение и начать жить с позитивным взглядом на будущее очень трудно людям, которые выросли с автоматом в руках и пытались построить «великую Армению», расширяя ее границы. Теперь им нужно признать, что жизнь прожита бессмысленно, а это психологически очень сложно. Поэтому реваншистские настроения в Армении преодолеть быстро не получается.

— Но все-таки получится?

— Здравый смысл должен восторжествовать. Сначала понимание меняется у небольшой части людей, ответственных за принятие решений. Если это произойдет, то эффект коснется и медийного, и экспертного пространства, а затем будет меняться общественное мнение.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ