Стоит ли оспаривать значение Зангезурского коридора для стран региона?

В соответствии с договором о прекращении огня и разблокировании экономических связей в регионе одним из важных пунктов было установление Зангезурского транспортного коридора. Стратегически важный путь объединит основную часть территории Азербайджана с Нахчыванской АР через 42-километровый коридор по территории Армении на участке Зангезура.

О том, что проект стратегической дороги уже стартовал, сообщил заместитель начальника Главного управления по эксплуатации и ремонту автомобильных дорог Государственного агентства автомобильных дорог Азербайджана (ГААДА) Хидаят Рустамов на полях прошедшей пресс-конференции.

Однако напряженность на границе, безусловно, осложняет возобновление переговоров по поводу разблокирования транспортных коммуникаций в регионе, сообщил корреспонденту газеты «Каспiй» ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков:

— Шаги в этом направлении нередко вызывают критику со стороны ряда представителей оппозиции и экспертного сообщества в Армении, которые видят в такой политике работу прежде всего в интересах Азербайджана и Турции. Тем не менее стоит обратить внимание на сигналы, свидетельствующие о том, что даже в этой нестабильной ситуации официальные переговоры по данной теме могут возобновиться. Например, в аппарате вице-премьера Армении Мгера Григоряна ранее заявляли изданию CivilNet по поводу деятельности трехсторонней рабочей группы по этому вопросу, что «скорее всего, работа будет возобновлена».

Не надо забывать и о заинтересованности Москвы в возобновлении такой работы. Скажем, в ходе недавних телефонных переговоров глав МИД Азербайджана и России Джейхуна Байрамова и Сергея Лаврова было вновь заявлено о «важности скорейшего возобновления деятельности трехсторонней рабочей группы» по этому вопросу. Для России также важно добиться возобновления данных переговоров на фоне вероятной активизации в конце августа — начале осени западных игроков, которые также будут подчеркивать свою роль посредников в диалоге Баку и Еревана, пусть даже не по вопросам разблокирования транспортных коммуникаций.

Поэтому, считает аналитик, достаточно велика вероятность, что публичные переговоры по разблокированию коммуникаций и работа профильной трехсторонней рабочей группы возобновятся осенью.

Зангезурский коридор имеет огромное значение для стран региона. Азербайджан, Армения, Иран и Россия — все, кроме Армении, заинтересованы в возрождении этого транспортного пути, заметил в беседе с нами доктор географических наук профессор Чингиз Исмаилов:

— Армения в силу неутихающего националистического угара и нежелания принять поражение в Карабахской войне не может трезво оценить ситуацию. Но реальность такова, что этот проект будет реализован вопреки желанию Армении, не имеющей ни политического, ни экономического веса, чтобы этому воспрепятствовать. Одним из гарантов соблюдения пунктов данного соглашения является российская сторона. Для нас этот путь важен с моральной, культурной, экономической точек зрения, для связи Нахчыванской АР с остальной частью Азербайджана.

Но будем откровенны: Зангезурский коридор нужен Кремлю в еще большей степени и имеет для него скорее военно-политическое, нежели экономическое значение. Армения как экономическое пространство не представляет интереса для стран региона — Азербайджана, Ирана и России. Однако у России там военная база, которая нуждается в периодическом переоснащении, материально-техническом снабжении, поставках тяжелого вооружения, танков, автотехники. Все это возможно, если Москва получит надежную железнодорожную связь со своей военной базой, а ее нет.

Единственная железная дорога, связывающая Россию и Армению, проходит через Грузию, которая запрещает транзит российских военных грузов по своей территории. Россия же не может вечно перебрасывать военную технику для собственной базы в Гюмри самолетами или же автотранспортом транзитом через Иран. Нужна надежная железнодорожная связь.

Таким образом, Зангезурский коридор — единственный участок, по которому может пройти железнодорожное сообщение России с Гюмри.

Помимо военного, он имеет серьезное политическое значение для Москвы, выступающей гарантом реализации пунктов трехстороннего соглашения от 10 ноября минувшего года, где четко оговаривается разблокировка всех ранее существовавших дорог, настаивает наш собеседник, будучи уверен, что никакие доводы Армении против этого проекта не выдерживают критики:

— Однако сегодня, учитывая сложное внутриполитическое положение в Армении, российская и азербайджанская стороны особо на нее не нажимают. Но это вопрос времени: дорога отроется, иначе у нас появятся веские основания перекрыть Лачинский коридор, обеспечивающий жизнедеятельность участка, оставшегося от так называемой «НКР». У Армении просто нет выбора. Дорога необходима для выживания оставшихся там 20 тысяч армян. Без Лачинского коридора это невозможно, поскольку экономически не самодостаточны, не могут обеспечить себя ни топливом, ни энергией, ни ресурсами, ни финансами.

Еще в советское время Армения существовала за счет централизованных доходов страны — с тех пор ничего не изменилось. Сейчас много говорят о природно-ресурсном, туристическом потенциале. Но для освоения этих ресурсов необходимы инвестиции, технологии. За 30 лет оккупации семи районов Азербайджана вокруг так называемой «НКР» не было никакого экономического прогресса. Завоевав территории Азербайджана, они эксплуатировали наши ресурсы, но не добились никакого развития.

Сейчас же, потеряв эти территории, за счет чего они будут развиваться? Уже наблюдается массовый отток трудоспособного населения, там остаются дети и старики. Поэтому считаю, что Зангезурский коридор будет реализован независимо и вопреки желанию Армении, поскольку приостановка проекта дает нам веские основания заблокировать Лачинский коридор, ведь оба транспортных коридора должны дополнять друг друга. И если Армения для обеспечения экономических связей использует свою «дорогу жизни», то же самое относится и к Нахчывану. Азербайджан имеет полное право в качестве контрдовода довести до сведения подписантов трехстороннего соглашения свое право восстановить железную дорогу в НАР.

Наш собеседник считает реализацию Зангезурского коридора вопросом времени — не ближайшего, но пока внутриполитическая обстановка в Армении не уляжется.

— Сейчас в этой стране достаточно националистических элементов, которые не могут проглотить позор поражения и живут реваншистским бредом, — рассуждает ученый. — Ни к чему хорошему это не приведет, только ухудшит положение.

Я верю в реализацию проекта, просто на данном этапе исторического развития он не может быть реализован, потому что обстановка еще не утряслась. Реализация его может еще больше усугубить внутриполитическую ситуацию в Армении, а в этом никто не заинтересован, и Азербайджан, в том числе. Как уже было заявлено на государственном уровне, мы стремимся к подписанию мирного договора, а пока там имеют место подобные настроения, конечно же, ни о каком мире с Арменией не может идти речи.

Этот народ должен осознать свои ошибки. Понять, кто и куда его вел на протяжении 25 лет, придя к власти по его же воле. Армяне должны покаяться и принять рациональное решение. Только в этом случае возможен прогресс, иначе ситуация будет углубляться, открытие пути — затягиваться, и Азербайджан поднимет вопрос уже не Зангезурского, а Лачинского коридора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ