Сталинград, Хиросима, Агдам: на освобожденных территориях Азербайджана необходим памятник оккупации
Вчера в новом аэропорту города Физули приземлился первый самолет с символическим названием KARABAKH, что стало для Азербайджана знаковым событием. Событием, показывающим, что на родную землю вернулись настоящие хозяева, которые занялись не разрушением, а созиданием.
Но впереди еще работы по восстановлению всего района, требующие колоссального напряжения сил и средств со стороны государства. Собственно, такого же мнения придерживается и американский эксперт в области урбанистики Блэйр Рубл, поскольку, учитывая степень разрушений, предстоит практически полное восстановление инфраструктуры на освобожденных территориях. Восстановления вдумчивого, основательного, временами – неспешного, так сказать, с сердцем и душою.
«Скорость важна, но необходима вторая волна более продуманной реконструкции. Ведь нет ничего более постоянного, чем временное здание», — отмечает Рубл.
По соседству с Физулинским районом расположен Агдам, «кавказская Хиросима», как прозвали его зарубежные журналисты. Сразу после возвращения город представлял собой печальное зрелище, некогда цветущий и дышащий жизнью населенный пункт напоминал картину постапокалипсиса. Наверное, также выглядели белорусские и украинские деревни после нашествия нацистских карателей, когда в них не оставалось ни одной живой души. Но, в отличие от армянских оккупантов, нацисты хотя бы не «воевали» с могилами (или просто не успели), тогда как представители «раньше всех принявших христианство» выворачивали, разбивали надгробные плиты или просто соскабливали азербайджанские фамилии для последующей продажи.
Правительство Азербайджана планирует превратить Агдам в промышленный центр, которым он был до оккупации. Предполагается создание предприятий пищевой, строительной, перерабатывающей промышленности, по производству и переработке вина, кормов, удобрений, а также сферы услуг. Работой на них будут обеспечены местные жители, которые 30 лет оставались в статусе вынужденных переселенцев.
В советское время в Агдаме насчитывалось множество промышленных предприятий, которые во время армянской оккупации превратились в руины. В этом судьба азербайджанского города действительно очень похожа на судьбу Сталинграда (ныне – Волгоград) и Хиросимы, где было разрушено все, что могло быть уничтожено. В этих городах сегодня стоят живые свидетельства прошлого, в котором им пришлось подвергнуться чудовищным по своему размаху разрушениям: дом Павлова, как свидетель преступлений нацистского режима и злодеяний нацистов на территории Советского Союза, и купол Гэмбаку в Хиросиме – молчаливый свидетель ядерного огня, обрушившегося на этот японский город из американского бомбардировщика и унесшего жизни 130 тысяч человек.
В беседе с нашим американским визави мы провели параллель между Агдамом и Хиросимой.
«Это очень уместное сравнение», — сказал Рубл.
В отстроенном заново Агдаме так же, как и в ныне цветущем и стремительно развивающемся японском городе Хиросима, необходимо поставить похожий памятник, который бы иллюстрировал связь между прошлым и будущим для грядущих поколений.
И это абсолютно верное решение — ведь когда-нибудь уйдет из жизни последний, кто своими глазами видел разрушенные города Карабаха, оскверненные мечети и порушенные могилы, могут истлеть фотографии и документы, но останется памятник, который будет предупреждать последующие поколения о недопустимости повторения 30-летней трагедии азербайджанского народа.
«Символическое сохранение – это очень мощно. Хиросима — хороший пример, ощутимая связь с прошлым вместе с новым, олицетворяющим омоложение. Ведь важны и прошлое, и будущее», — резюмировал Рубл.