Саркис Асатрян: Азербайджан и Армения могут признать территориальную целостность друг друга

На фоне непрекращающихся протестов в Армении процесс армяно-азербайджанского урегулирования продолжается. В Брюсселе прошла встреча помощника Президента Азербайджана Хикмета Гаджиева и секретаря совета безопасности Республики Армения Армена Григоряна. Многие аналитики говорят о том, что наступает решающий момент для установления мира на Южном Кавказе, подписания соглашения между Арменией и Азербайджаном.

Действительно ли есть ощущение приближающейся «мирной эры», которую неоднократно анонсировал премьер-министр Армении Никол Пашинян?

Армянский общественно-политический деятель, председатель попечительского совета российского Фонда гуманитарных и международных программ «Купол» Саркис Асатрян в беседе с Oxu.Az отметил, что мир не просто ощущается, он востребован:

— Нашим народам нужен мир, это очевидно. Но каким он будет? Прежде всего нам всем необходимо избавиться от фобий и ненависти. Если мы готовы к этому, то и мир будет.

За прошедшие полтора года (после окончания войны в 2020 году — ред.) действительно было сделано немало, но до полного мира еще далеко, он должен быть в сердцах каждого из нас, людей, проживающих в Баку, Гяндже, Гюмри, Ереване.

— Вы считаете, что есть два понимания мира? Первый — это договор, подписанный на бумаге лидерами стран, а второй — в сердцах людей?

— Да, именно так. Но не стоит и недооценивать важность трехсторонних заявлений, ранее подписанных между Азербайджаном, Арменией и Россией.

— Сейчас армянская парламентская оппозиция проводит самые масштабные акции протеста за последние годы. К чему они могут привести? Оппозиционеры уже анонсировали захват правительственных зданий, обещают не допустить подписания мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, которое подразумевает взаимное признание территориальной целостности…

— Я бы разделил ваш вопрос на две части. Начну с территориальной целостности. Мне кажется, что и Армения, и Азербайджан могут признать территориальную целостность друг друга.

Но у армянской стороны остается важнейший вопрос, касающийся гарантий безопасности карабахских армян. Это, еще раз подчеркну, не вопрос территории. В Карабахе живут люди. Баку говорит, что они — граждане Азербайджана. Но для армян Карабаха это проблематично. Еще раз хочу подчеркнуть, что для Армении главный вопрос — это гарантии безопасности армян в Карабахе, пока этот вопрос повис в воздухе, видимо, он и будет темой для обсуждений. Но думаю и надеюсь, что нерешаемых проблем нет

А теперь по акциям армянской оппозиции. Они категорически против установления «мирной эры», о которой объявил Никол Пашинян. Лидеры оппозиции не хотят мира с Азербайджаном и установления дипломатических отношений с Турцией. Но что они взамен предлагают? Ничего, кроме отрицания мирных инициатив. Это просто борьба за власть.

Ну, хорошо, представим, что они дорвались до власти, и что дальше? Если они предлагают повестку войны, то пусть об этом заявят, народ решит, подходит ли она ему. Может, есть какая-то другая дорожная карта по разрешению конфликта? Так почему ее не предъявляют? Я думаю, что у них нет повестки, есть только требования, а значит, они ничего не добьются, в очередной раз наткнувшись на стену народного непонимания.

Вспомните, что даже после 44-дневной войны 2020 года, когда Армения действительно проиграла, в 2021-м прошли внеочередные парламентские выборы и нынешняя оппозиция не смогла прийти к власти. Сейчас они выступают против мира с Азербайджаном, открытия границ, восстановления отношений с Турцией. Это множество «нет», мы услышали. Но, повторюсь, а что взамен? Им нечего ответить народу.

Мой прогноз — армянская оппозиция не сможет добиться успеха, используя такую тактику, хотя прошли и еще проходят самые массовые акции за последние годы. Но если объективно посчитать численность демонстрантов, а это можно сделать с помощью кадров с дронов и специальной программы, то на самом массовом митинге их было около 8-9 тысяч. Точнее сказать сложно, учитывая присутствие сотрудников правоохранительных органов и журналистов.

— Еще раз спрошу про протесты. На этот раз очень активна именно парламентская оппозиция, лидером которой является Роберт Кочарян. Он уже появлялся в толпе митингующих. Возникла версия о «руке Москвы». Об этом пишут в армянских и российских соцсетях, Telegram-каналах. Что вы об этом думаете?

— Я человек достаточно информированный и с полной ответственностью могу сказать, что это не так. Ничего общего с официальной российской внешнеполитической повесткой протесты в Ереване не имеют.

Участники протестных акций могут быть знакомы с какими-то государственными деятелями в РФ. Например, всем известны хорошие личные отношения между вторым президентом Армении Робертом Кочаряном и президентом России Владимиром Путиным. Это правда. Но, как говорится, мухи отдельно, а котлеты отдельно, о чем говорил в свое время Владимир Путин. У него есть четкое разделение государственных и личных отношений.

Нынешние протесты в Ереване никак не связаны с Москвой. Учитывая сегодняшнюю геополитическую ситуацию, России не нужна нестабильная Армения. Но организаторы массовых акций оплачивают «грязными деньгами» публикации в российских Telegram-каналах, пытаясь создать видимость российского присутствия. Многие представители руководства армянской оппозиции являются банальными коррупционерами, которые в течение долгого периода времени грабили свой народ.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ