Предложение по КПП еще в силе, или Что достанется Армении?
Руководство Армении выразило свое несогласие с предложением Азербайджана об установлении контрольно-пропускных пунктов на азербайджано-армянской границе — как на обоих концах Зангезурского коридора, так и на границе между Лачынским районом Азербайджана и Арменией. При этом несогласие армянской стороны вызвано той частью азербайджанского предложения, которая касается лачынской дороги. Следовательно, Армения настаивает на различных режимах функционирования двух транспортных сообщений. То есть Зангезурский коридор, который свяжет Нахчыван с остальной частью Азербайджана, должен действовать на основе принципа суверенитета Армении, а лачынская дорога — оставаться экстерриториальным коридором, вне азербайджанского суверенитета.
В попытке обосновать эту позицию Армения ссылается на трехстороннее заявление от 10 ноября 2020 года. Однако при этом игнорирует содержащееся в документе положение о беспрепятственности движения по транспортному сообщению, связующему западные районы Азербайджана с Нахчываном, а также по умолчанию зафиксированную в трехстороннем заявлении бессрочность Зангезурского коридора. Тогда как экстерриториальность лачынской дороги, то есть нахождение ее под контролем российского миротворческого контингента, изначально включала в себя временной лимит.
Азербайджан уже четко дал понять, что не намерен продлевать срок присутствия росмиротворцев на своей территории, включая и лачынскую дорогу, по истечении предусмотренного трехсторонним заявлением первого пятилетнего срока. То есть это присутствие подойдет к своему завершению в 2025 году. Тем самым утверждение контроля Азербайджана над лачынской дорогой в виде КПП может затянуться максимум на два с половиной года. Но с учетом того, что, согласно трехстороннему заявлению, непременно должен быть создан Зангезурский коридор, а Армения, в нарушение взятых на себя обязательств, отказывается гарантировать беспрепятственность движения по данному транспортному сообщению, Азербайджан и предложил преодолеть проблему посредством установления КПП на границе двух стран. Утверждая тем самым принцип суверенитета государств: Армении — в Зангезурском коридоре, Азербайджана — на лачынской дороге. То есть Азербайджан предложил эффективный выход из ситуации, не дожидаясь завершения срока деятельности российского миротворческого контингента на своей территории — вдоль лачынской дороги, в Ханкенди и на прилегающих местностях.
И что в ответ? Армения отказывается принять предложение Азербайджана. Отказывается, следуя весьма странной логике. Она не соглашается на предусмотренный трехсторонним заявлением контроль в Зангезурском коридоре со стороны Погранслужбы ФСБ России. И, кроме того, дает добро на размещение на своей территории миссии Евросоюза с очевидной целью выдавливания российского военного присутствия. Однако при этом настаивает на российском контроле над принадлежащей Азербайджану лачынской дорогой. Да и вообще выступает за бессрочное присутствие российского миротворческого контингента на азербайджанской территории — на лачынской дороге, в Ханкенди и прилегающих местностях.
Впрочем, все эти причуды армянской политической логики не имеют никакого значения. Ибо вне зависимости от позиции Армении, от того, откажется она или примет в конце концов предложение Азербайджана о контрольно-пропускных пунктах на границе, неизбежно полное и окончательное возвращение под юрисдикцию Баку лачынской дороги и всей территории временного размещения росмиротворцев.
Другой вопрос, что подобная позиция Армении — показатель сохранения в ее повестке территориальных претензий к Азербайджану. А значит — мир в регионе продолжает оставаться под большой угрозой. При наличии территориальных претензий Армении к Азербайджану, продвигаемых в каком бы то ни было виде, невозможны заключение мирного договора и нормализация двусторонних отношений. Но зато значительно возрастает риск новой войны. И далеко не факт, что по ее итогам Армении достанется контроль над бессрочным Зангезурским коридором.
Натиг Назимоглу