Последний шанс одуматься: дух противостояния обернется для Армении неприятными последствиями

В бурном водовороте реакции армянских политических сил на замаячившую перед регионом перспективу подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией отчетливо прослеживается своеобразное толкование официальным Ереваном сути будущего документа.

От официальных лиц и политэкспертов Армении нередко можно услышать, что Ереван уже давно признал территориальную целостность Азербайджана. При этом делаются ссылки на известные документы, подписанные Арменией в рамках международных организаций. Но, главное, выдвигается тезис о том, что, дескать, многолетний конфликт был вызван вовсе не территориальными претензиями Армении к Азербайджану, а «необходимостью обеспечения прав карабахских армян». И, следовательно, ожидаемое в рамках мирного процесса признание Арменией территориальной целостности Азербайджана не будет иметь никакого отношения к «Нагорному Карабаху».

Однако подобный ход мыслей является ничем иным, как банальным армянским лукавством. Если армянская сторона утверждает, что конфликт был порожден вопросом «прав, а не территории», то почему в таком случае она изначально увязывала его решение с перекройкой границ — отделением горной части Карабаха от Азербайджана? Ведь права карабахских армян изначально были решаемы в рамках территориальной целостности Азербайджана. Но именно тот факт, что Армения с 1988 года — с самого начала развязанного ею конфликта — ставила вопрос именно в территориальной плоскости, и вызвал весь последующий кровавый ход событий: войны, этнические чистки, оккупацию территорий Азербайджана, их освобождение в ходе 44-дневной войны.

Поэтому, утверждая сейчас, что Армения может позволить себе признание территориальной целостности Азербайджана, поскольку «Нагорный Карабах», якобы, не входит в рамки этого понятия, официоз и политэксперты ереванского пошиба, с одной стороны, выражают неадекватные ожидания, а с другой — играют в опасную игру.

Первое связано с тем, что Азербайджан, достаточно хорошо познавший за три десятилетия оккупации своих земель степень вероломства соседей, не столь наивен, чтобы допустить в процессе подписания мирного договора возможность двусмысленного толкования его положений. Не случайно, в предложенных им пяти пунктах — базовых принципах нормализации азербайджано-армянских отношений — особо упоминается «взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий государств друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем».

А второе, то есть опасный характер ведомой армянами игры, связан с тем, что разговорами о «правах, а не территории», о том, что территориальная целостность Азербайджана — одно, а «Нагорный Карабах» — другое, Армения рискует навлечь на себя совсем иное будущее, нежели мир и нормальные отношения с соседями. Будущее, далекое от самой сути мирного договора. Поскольку межгосударственный мир не приемлет никаких территориальных претензий, которые, сколь бы ни изощрялись в своих хитроумных выкладках армянские власти, политики, эксперты, и составляли суть многолетнего противостояния.

Карабахский конфликт завершен в результате 44-дневной войны, ознаменовавшейся восстановлением территориальной целостности Азербайджана. Но если Армения предпочитает все же и далее поддерживать дух противостояния, то должна отдавать себе отчет в том, что оно обернется для нее новыми большими неприятностями. Ведь, в конце концов, сама Армения тоже заинтересована в признании своей территориальной целостности…

Натиг Назимоглу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ