Победа Азербайджана в 44-дневной войне – победа международного права
Про актуальные темы украинско-азербайджанских отношений, российско-украинскую войну и роль Ирана в регионе Media.Az поговорила с Александром Мережко – народным депутатом Украины, главой комитета по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества.
– Как вы оцениваете сегодня уровень украинско-азербайджанских отношений?
– Я вижу, что отношения между Украиной и Азербайджаном находятся сейчас на достаточно высоком уровне. Во-первых, азербайджанское общество в основном поддерживает Украину и желает нам скорейшей победы в борьбе против российской агрессии. Во-вторых, азербайджанские СМИ называют вещи своими именами, там нет российской пропаганды. Они открыто говорят о российской агрессии и российских преступлениях против Украины.
В-третьих, Азербайджан оказывает Украине серьезную гуманитарную помощь. Я высоко оцениваю эту поддержку. При этом необходимо учитывать сложность политического положения АР, что иногда ограничивает возможности этой страны. В целом поддержка со стороны Азербайджана имеет позитивную для Украины тенденцию.
– Какие шаги могут помочь интенсифицировать диалог между нашими государствами?
– Такой диалог могли бы интенсифицировать официальные визиты глав государств. Большое значение имел бы также обмен официальными визитами глав парламентов наших государств. Интенсификация диалога может происходить и на различных международных площадках, на которых встречаются парламентские делегации наших стран. Например, на саммите спикеров Большой двадцатки состоялась встреча вице-спикера Верховной Рады и спикера Парламента Азербайджана. Это хороший знак и такие встречи должны происходить чаще.
– К слову о межпарламентских отношений между нашими странами, какие совместные проекты имеют место быть или планируются?
– Говоря о межпарламентском сотрудничестве между нашими странами, следует отметить активную деятельность группы дружбы с Азербайджаном в Верховной Раде. Это довольно многочисленная группа дружбы. Ее представители недавно посетили Азербайджан и провели успешные переговоры со своими коллегами. Наши парламентарии встречаются также на различных международных площадках, например, в ПАСЕ.
– Давайте перейдем к теме военных действий. Как вы думаете, как дальше будут развиваться события вокруг войны России против Украины?
– Я, как и весь украинский народ, верю в полную победу Украины и восстановление нашей территориальной целостности. При этом мы надеемся на скорую победу. Украинский народ продемонстрировал всему миру подлинный героизм и неистребимую волю к победе.
– Говоря о воле к победе, хочу вспомнить 44-дневную Карабахскую войну. Какое значение имеет победа Азербайджана, как для Украины, так и других стран? Ведь оккупация азербайджанских территорий была первым прецедентом нарушения территориальной целостности государства на постсоветском пространстве, а победа Азербайджана – первым прецедентом восстановления территориальной целостности страны постсоветского пространства, которая пострадала от оккупации?
– Победа Азербайджана и восстановление его территориальной целостности – это действительно важное историческое событие и позитивный прецедент в мировой политике. Этот прецедент дает надежду, что агрессор, кем бы он ни был, будет наказан, а не вознагражден за нарушения международного права. Это не только победа Азербайджана, но и победа международного права, которая учит нас, что нельзя идти по пути умиротворения агрессора.
– А тем временем, Иран осуществляет поддержку России в российско-украинской войне, в частности, военными дронами. Вместе с этим Иран проводит политику фактически терроризма в отношении Азербайджана, а иранский народ продолжает разными способами выражать протесты против действующего режима. Как мировое сообщество должно было бы реагировать на политику Ирана? Как будет развиваться ситуация вокруг режима мулл?
– Иран является сегодня союзником российского террористического режима. По сути он – сообщник российских преступлений. Вместе с тем мы видим, что в самом Иране зреет недовольство террористическим режимом. По-моему, весь мир должен поддерживать демократические процессы в самом Иране и одновременно усиливать санкции против иранского правительства.