Ответит ли ОДКБ “ожиданиям” Армении?

Стало известно о намерении Совета коллективной безопасности ОДКБ провести 28 октября свою внеочередную сессию. На ней планируется обсудить результаты работы миссии ОДКБ, направленной в Армению в середине сентября в связи с обострением обстановки на армяно-азербайджанской границе. Намечено также рассмотрение “совместных мер по оказанию помощи Республике Армения”.

Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил об инициировании Ереваном внеочередного заседания Совета ОДКБ. При этом он заявил о своих ожиданиях того, что организация даст “четкую политическую оценку ситуации” и примет “дорожную карту по восстановлению территориальной целостности Армении”.

Между тем очевидно, что официальный Ереван прекрасно осознает бесперспективность самой затеи вовлечь ОДКБ в решение пограничных проблем между Азербайджаном и Арменией. Во-первых, потому что в рамках ОДКБ не может быть принято какое-либо веское решение против Азербайджана. Поскольку большинство участников организации считают Азербайджан гораздо более близким и дружественным для себя государством, чем Армению. А ведущее государство в ОДКБ – Россия, связанная обязательствами в рамках заключенной с Азербайджаном в феврале нынешнего года декларации о союзническом взаимодействии, также не имеет никакого резона выступать против Баку.

Тем более когда речь идет о проблемах, вытекающих из неделимитированности границы между Азербайджаном и Арменией. То есть из реальности, сложившейся по вине самой Армении, которая с момента окончания 44-дневной войны замедляет исполнение всех необходимых элементов мирного процесса. Понятно и то, что при неделимитированности границы и отсутствии мирного договора между Азербайджаном и Арменией с четко зафиксированным взаимным признанием территориальной целостности абсолютно некорректна сама постановка вопроса о “восстановлении территориальной целостности Армении”.

Во-вторых, не приходится сомневаться в том, что Армения раскручивает свою игру с ОДКБ просто для того, чтобы окончательно порвать с самой организацией. Неслучайно, что Пашинян многозначительно заявил “не только об ожиданиях правительства, но и народа Армении”. Упомянув в то же время, что предполагаемое внеочередное заседание ОДКБ “даст ответы на множество вопросов, которые были подняты правительством и народом Армении”. А спикер армянского парламента Ален Симонян, отвечая на вопрос о том, выйдет ли Армения из ОДКБ, прямо заявил, что Ереван ожидает “политической реакции” от организации. Мол, “ситуация показывает, что времени осталось мало, чтобы мы приняли решение”.

Иными словами, руководство Армении отдает себе отчет в том, что не получит от ОДКБ “ожидаемого”. Но именно поэтому оно намерено использовать свое неизбежное разочарование позицией организации как еще один серьезный и, быть может, окончательный аргумент в пользу рассмотрения выхода Армении из ее состава.

Подобный выход необходим Армении для достижения цели переориентации на Запад. И в этом смысле отрицательный ответ ОДКБ на “ожидания” Армении будет ей гораздо более мил, нежели гипотетически допустимый положительный ответ.

К слову сказать, принятие некоего проармянского решения на внеочередном саммите ОДКБ действительно можно гипотетически допустить. А именно, если Россия попытается задобрить Ереван отвечающими его интересам “мерами” со стороны ОДКБ. Но допустят ли принятие такого решения другие члены организации? В частности, Казахстан и Кыргызстан, закрепившие свои отношения с Азербайджаном на основе прочного стратегического партнерства и союзничества, в том числе и в рамках Организации тюркских государств?

Да и ответит ли проармянский выпад ОДКБ интересам самой России, особенно в ситуации, когда ею предпринимаются усилия по восстановлению своей лидирующей посреднической роли в процессе урегулирования азербайджано-армянских отношений?

Ясно, что на все подобного рода вопросы не может быть дан положительный ответ.

Союзники Армении по ОДКБ никак не заинтересованы в расстройстве своих отношений с Азербайджаном. А значит, предстоящий внеочередной саммит организации, скорее всего, будет носить протокольный характер. Правда, с неизбежными при этом отнюдь не только протокольными выводами, которые извлечет из него Армения.

Натиг Назимоглу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ