Новый мир со старыми условиями: игры Иревана вокруг договора — АНАЛИТИКА
На минувшей неделе министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян сообщил, что армянская сторона получила очередные предложения Азербайджана по мирному договору и изучает их. Глава армянского внешнеполитического ведомства сделал акцент на том, что работа над мирным договором должна продолжаться и что это очень важно. А вот премьер Никол Пашинян, подводя итоги закрытой встречи с представителями правящей партии «Гражданский договор», где как раз обсуждались последние суждения Азербайджана в связи с предполагаемым заключением мира, заявил о необходимости скорейшего завершения переговоров и урегулирования отношений с Турцией, пишет Caliber.Az.
О том, что Армения работает над текстом мирного договора и в ближайшее время передаст его Баку, заявлял на днях и секретарь Совбеза Армен Григорян. Как известно, лидеры Армении и Азербайджана уже провели переговоры по этому поводу — в Брюсселе, Праге и в Сочи.
И вот на заседании армянского правительства в четверг, как объявил Пашинян, «Армения передала Азербайджану окончательный проект соглашения о мире». И подчеркнул, что, по его мнению, окончательный документ о мире должен содержать действенные механизмы сдержек и противовесов, которые исключат любой сценарий нарушения долгосрочного мира и стабильности.
Что и как указал Ереван в своей новой версии договора, пока не известно, хотя вряд ли будет что-то новое — практически из раза в раз его требования и условия повторяются. Баку тоже неоднократно заявлял о готовности к подписанию мирного соглашения, но выдвинул условием включение в него пяти базовых принципов нормализации отношений, предполагающих взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ, подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять подобные претензии в будущем, а также отказ от угроз применения силы. Что для начала должно реализоваться в делимитации и демаркации границ и установлении дипломатических отношений, открытии транспортных и других коммуникаций.
Однако, судя по риторике армянских властей, политика Еревана относительно нормализации отношений с Азербайджаном полностью противоречит базовым принципам Баку и идет в обход законов международного права. На это указывают и недавние заявления секретаря Совбеза Армении Армена Григоряна, где он настаивает на проведении переговоров между Ханкенди и Баку в рамках международно-видимого механизма, который может быть упомянут в мирном договоре с Азербайджаном.
«Этот механизм может быть рассмотрен в мирном договоре, по которому ведутся переговоры. Это могут быть другие международные структуры или другой формат. Это предмет обсуждения», — сказал Григорян.
К слову, в декабре прошлого года в беседе с журналистами Григорян сообщил, что имеются два варианта текста мирного договора, предложенных в отдельности Россией и Азербайджаном, и что отредактированный вариант вскоре будет передан Баку.
«Азербайджан передал текст мирного договора, армянская сторона доработала данный документ и ответила Азербайджану в ходе встречи в Вашингтоне. После этого Азербайджан передал Армении свой доработанный вариант. Армения сейчас работает над этим текстом, а ответы, с дополнениями или изменениями, вскоре будут переданы Азербайджану», — заверил А. Григорян, добавив, что Ереван выступает за создание гарантий безопасности.
То есть очевидно, что под предлогом создания «международного механизма» армянская сторона пытается протолкнуть в текст мирного договора пункты о «правах и безопасности армян Карабаха», на которых настаивает Армения с момента урегулирования Азербайджаном карабахской проблемы.
Разумеется, Баку категорически против предложенного Арменией варианта по созданию так называемого «международного механизма обсуждения прав армян Карабаха», поскольку это означает прямое вмешательство во внутренние дела Азербайджана. Во-первых, потому что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, соответственно, права и безопасность проживающего в этом регионе армянского населения будут обеспечены в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики. Во-вторых, процесс реинтеграции армянского населения — это опять же внутренний вопрос Азербайджана, и вмешательство здесь Армении идет вразрез с нормами и принципами международного права. В-третьих, попытки Армении включить в проект двустороннего мирного соглашения положение о международном механизме по правам и безопасности армян, проживающих в Карабахском регионе Азербайджана, противоречат Пражскому и Сочинскому соглашениям, согласно которым страны взаимно признают территориальную целостность и суверенитет друг друга.
Выступая на заседании правительства в четверг, 16 февраля, премьер-министр Пашинян заявил, о том, что Армения вчера завершила работу очередного этапа проекта соглашения о мире и установления отношений с Азербайджаном и что предложения армянской стороны переданы Азербайджану.
«Передан проект окончательного, полного варианта соглашения с нашими предложениями», — сказал Пашинян, сообщив, что, документ передан также России, Франции, США.
«Мы работаем над проектом соглашения в рамках следующей логики — получить такой документ, который в любой момент готовы подписать. Понятно, что этот документ должен быть приемлемым и для Азербайджана. И мы надеемся, что прогресс, зафиксированный в результате трех этапов переговоров, возможно будет развить», — заявил Пашинян, отметив, что документ должен содержать такие действенные механизмы сдержек и противовесов, которые исключат любой сценарий нарушения долгосрочного мира и стабильности.
Нетрудно догадаться, что, говоря о действенных механизмах, армянский премьер вовсе не имел в виду соблюдение сторонами принципов международного права, а скорее учитывал только интересы самой Армении. Собственно, подтверждает это и выдвинутое Ереваном положение о создании «международного механизма по обсуждению прав и безопасности армян Карабаха».
С другой стороны, есть вероятность, что Армения хотела бы заключить мирное соглашение с Азербайджаном ради окончательной нормализации отношений с Турцией и скорейшего открытия армяно-турецкой границы. Однако для этого Еревану придется так или иначе принять пять базовых принципов Баку и полностью отказаться от вмешательства во внутренние дела Азербайджана. Готов ли Ереван на это, вопрос риторический…