Новая дорога через Иран: преимущества Азербайджана и потери Армении

Автор: Лейла Таривердиева

О подписанном 11 ноября в Баку Меморандуме о взаимопонимании по созданию новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом и Нахчыванской АР через территорию Ирана, сказано и написано за эти дни достаточно много. Десятки экспертов, экономистов, транспортников оценили и прокомментировали этот документ и плюсы, которые предоставит его реализация Азербайджану и региону.

Нахчыван выходит из блокады и получает связь с основной территорией страны. Это, пожалуй, главное, что заключает в себе подписанный 11 марта меморандум. Это очень важный и решающий многие вопросы шаг, предпринятый двумя соседями. Тем не менее, находятся такие, кто заявляют: ну и что такого? В Нахчыван через Иран можно было ездить и раньше. Это очень примитивный взгляд на вещи.

Да, автобусное сообщение между южными регионами Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой через иранскую территорию было открыто в ноябре 2007 года. До этого автономия находилась практически в полном отрыве от метрополии, соединяясь с ней только по воздуху. Мы благодарны южному соседу за создание такой возможности. Однако сегодня существующие коммуникации уже не удовлетворяют растущие потребности логистики и не отвечают сложившимся региональным реалиям. Поэтому меморандум является серьезным прорывом и с точки зрения отношений двух соседей, и в точки зрения региона.

Азербайджан и Иран вели активные обсуждения по этому поводу не один день. Это не было сиюминутным решением. Все было рассчитано и просчитано. В конце января министр дорог и градостроительства Ирана Ростам Гасеми посетил Баку, и на встрече в министерстве цифрового развития и транспорта Азербайджана обсуждались вопросы увеличения ежедневного количества автобусов, действующих по регулярному маршруту Баку-Нахчыван-Баку, снижения налогов для автоперевозчиков на территории ИРИ, отмена пошлины за каждый литр топлива в баках автотранспортных средств при выезде с территории Ирана и др. Все эти меры призваны максимально упростить и облегчить транспортную интеграцию. Они обсуждались не один месяц и после того, как стороны смогли уравновесь свои интересы, был подписан меморандум.

После реализации обозначенных меморандумом планов, в НАР можно будет доехать также по железной дороге, и это очень большое преимущество нового маршрута. Кроме того, новая дорога позволит сократить путь до 50-60 километров и до НАР от южных границ не придется добираться много часов, как прежде. Очень важно, что создающийся коридор станет также энергетическим коридором — вдоль транспортных коммуникаций пойдет линия электропередач, соединяющая Восточно-Зангезурский экономический район и НАР. Освобожденные территории обладают большим потенциалом в сфере электроэнергетики, и скоро этот регион сможет делиться электричеством с автономной республикой, а также экспортировать энергию в Иран, Турцию и далее в Европу. Так что меморандум от 11 марта решает не только проблемы транспортного сообщения и логистики.

Можно с уверенностью говорить о том, что новые коммуникации внесут стратегические изменения в транспортно-логистическую карту региона. В новых условиях, в новых региональных и мировых реалиях этот путь приобретает чрезвычайную важность. Военные действия в Украине и санкции против России ограничивают возможности использования транспортных и транзитных коридоров по маршруту Восток-Запад. Поэтому спрос на новые транспортные линии растет. Соответственно в разы возрастает роль Азербайджана как транзитной страны.

Не видеть все эти преимущества можно только сознательно.

Примитивно мыслят также те, кто видят в подписанном меморандуме «уступку» армянской стороне. Удивительно, но на самом деле есть те, кто считает решение Баку «успехом армян», которые, дескать, не хотели открытия Зангезурского коридора и добились своего… Ожидалось, что демагоги и любители покритиковать власти будут искать негативные стороны азербайджано-иранского проекта, но такие выводы, честно говоря, в голову не приходили. Они, думается, не приходили в голову и армянской стороне. Потому что это полный абсурд. Наоборот, судя по комментариям в армянских СМИ, в Армении появилась обеспокоенность по поводу постконфликтного открытия коммуникаций, которое является не только пунктом трехстороннего заявления от 10 ноября, но и одним из негласных условий нормализации с Турцией. В последнюю пару месяцев на армянской стороне началось движение в этом направлении, были объявлены тендеры, Ереваном демонстрировалось явное намерение наверстать упущенное. Там прекрасно понимали, что терпение Азербайджана на исходе и дальше упорствовать и торговаться нельзя. Но опоздали.

Несерьезно считать дорогу через Иран «успехом» Армении, потому что это означает продолжение ее изоляции. Страна осталась отрезанной от региональных коммуникаций и проектов, в то время как Зангезурский коридор стал бы для нее возможностью выхода в «большой свет». Эта дорога была важна для Армении и с геоэкономической, и с геополитической точек зрения. Она давала бы ей экономические преимущества, транзитные возможности, помогла бы выйти из роли регионального тупика, а также продемонстрировать свою договороспособность. На данный момент можно сказать, что Армения все эти возможности упустила. Еще не потеряла полностью, но выпустила из рук.

Тезис об «успехе» становится еще более абсурдным, если вспомнить, сколько проектов планировала, но не смогла осуществить с Ираном Армения. Не одно десятилетие армянская сторона добивалась открытия коммуникаций в Иран, строила планы, искала инвесторов, но все усилия ушли впустую. Альтернативу Зангезурскому коридору армяне активно искали на южных границах и после 44-дневной войны, надеясь выйти из изоляции за счет нее. Однако и тут их постигла неудача.

Горькая для армянской стороны реальность заключается в том, что ни железной дороги Армения-Иран, ни проходящего транзитом из Ирана на север участка Север-Юг, ни тем более коридора Персидский залив — Черное море через Армению, ни энергетического коридора Иран-Армения-Грузия не будет. Для осуществления всех этих проектов страна должна находиться на определенном уровне экономического развития, а оно без открытия коммуникаций и нормальных отношений с соседями невозможно. Не случайно министр экономики Армении Ваан Керобян констатировал, что открытие коммуникаций в регионе и сокращение логистических издержек может усилить конкурентоспособность армянской продукции и позволит армянской экономике вырасти на 30 процентов. Все правильно, но открытие коммуникаций начинается для Армении с Зангезурского коридора. Без реализации этого проекта об открытии азербайджанской стороной прочих коммуникаций речи быть не может. Никаких уступок, компромиссов и вхождения в тяжелое положение соседа не будет. Армения — проигравшая войну страна, и в этих условиях Азербайджан делает огромное одолжение бывшему оккупанту, предлагая какие-то возможности.

Армения находилась в изоляции все годы карабахского конфликта. Азербайджан сделал все, чтобы не позволить никому вывести оккупанта из этой изоляции. Очень грамотная политика Баку в этом плане стала одним из условий, которые привели нас к победе в 44-дневной войне. Продолжение изоляции для армянской государственности смерти подобно. Это только определенная, не самая большая, часть зомби и нациствующих элементов в армянском обществе считают, что лучше погубить страну, но не открывать Зангезурского коридора. Все же остальные, включая нынешние власти страны, понимают, чем все это может закончиться. И особенно сейчас, когда из-за войны в Украине и антироссийских санкций  очень многое для Армении изменилось.

Таким образом, сосед, тридцать лет оккупировавший и разрушавший наши земли, совершивший множество преступлений против человечности, вновь остался в изоляции. Возможности превратиться в транзитную страну тают на глазах. То, что на официальном уровне по поводу азербайджано-иранского меморандума все еще молчат, говорит о том, что соседи в шоке. Ведь это решение Баку ударит также по идущим переговорам о нормализации с Турцией.

Но успокоим наших соседей — тема Зангезурского коридора не сдана в архив. Азербайджан не отказался от планов связаться с Нахчываном напрямую через исторические азербайджанские земли, ныне входящие в состав Республики Армения. Для последней еще остается открытым окно возможностей. Она еще может согласиться на условия азербайджанской стороны, поезд еще только отошел от станции и его можно догнать.

Не понимают этого только армянские националисты и азербайджанские демагоги. Но после наших разъяснений, надеемся, дойдет и до них.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ