Мне говорили, что я уже в возрасте и война не для меня. Интервью Media.Az c ветераном Карабахской войны
Мюшвиг Мамедов — ветеран первой и второй Карабахских войн. Как только началась 44-дневная Отечественная война, Мамедов сразу отправился в военный комиссариат. Однако, в силу возраста, справедливо получил отказ. Но мужчина не сдавался, поскольку для него это было дело чести. Media.Az поговорила с ветераном:
— Когда началась Отечественная война, я немедленно отправился в военный комиссариат, чтобы записаться добровольцем. Конечно, там мне сразу отказали: «Куда ты пришел в свои 51?!». Однако, я не опустил руки, поскольку хотел поделиться с молодыми военнослужащими своим опытом… И меня взяли!
— Уверена, что в семье не обрадовались вашему решению…
— Конечно, в семье все были обеспокоены. Мне говорили, что я уже в возрасте и война не для меня. Но мое решение было окончательным, никто его не стал бы оспаривать. В нашем доме никогда не звучали фразы «ни в коем случае не иди» или «пусть кто-то другой пойдет». Я всегда хотел быть образцовым отцом для своих детей, а я воспитываю их в духе патриотизма и любви к Отечеству. Поэтому не мог не принять участие в войне за освобождение наших земель. Это было моим долгом, делом чести и, возможно, мести. Дай Бог, чтобы наша нация никогда больше не столкнулась с войной. Но мы должны воспитать новое поколение патриотов.
— Насколько нам известно во время Отечественной войны вы служили в противотанковом взводе…
— Да… Нашей главной задачей было уничтожать технику врага. Когда другая воинская часть освобождала определенную точку, мы располагали там свои позиции. Правда, в первые дни мы тоже шли в наступление. Наши позиции располагались в Физули, Джебраиле, Ходжавенде и Гадруте. Наш взвод двигался в направлении города Шуша, и мы дошли до поселка Красный базар.
Командиром нашей роты был Ровшан Ахмедпур. Его отец — шехид первой Карабахской войны. Так получилось, что через 30 лет я воевал уже вместе с детьми своих бывших сослуживцев. Например, с нами также был Фарадж Исмайылов, полковник-лейтенант в запасе, его отец тоже является участником первой Карабахской войны.
Знаете, время на войне бежит слишком быстро. Человек, ежедневно находящийся в смертельной опасности, забывает о том, какой сейчас день или месяц. Но в этой войне все было иначе, мы считали каждый день, приближающий нас к заветной Победе. Я счастлив, что пошел по созидательному, славному боевому пути и вписал свое имя в историю.
Я был командиром взвода, в моем подчинении находились молодые ребята, за жизни которых я был в ответе. Знаете, эти молодые ребята порой поражали своей храбростью и волей к Победе. Они были готовы на все ради Родины. Несмотря на то, что нашей обязанностью было стоять на позициях, им очень хотелось идти вперед. Дай Бог им всем здоровья.
— Дай Бог!
— К сожалению. Многие не вернулись с поля боя. Одним из них стал отважный герой, сын моей сестры — Фуад Мамедов. Он стал шехидом.
— Мы перед ними и вами в вечном долгу… Благодаря всем вам мы стали свидетели Великой Победы!
— Спасибо, мы ощущали поддержку и веру народа. Невозможно передать словами те чувства, когда мы понимали, что Победа близка. Пока мы воевали в одном направлении, одновременно узнавали об освобождении других районов Карабаха. Мы чувствовали, что с Божьей помощью совсем скоро война закончится. Сказать, что весть о Победе привела нас в восторг, значит не сказать ничего. Это неописуемые чувства. Мы оставили славный след в истории. Как говорил общенациональный лидер Гейдар Алиев, невозможно представить Азербайджан без Карабаха! Мы никогда и не представляли!
— В заключении, были ли на фронте моменты, которые вам особо запомнились?
— Мне запомнилась операция по освобождению села Туг Ходжавендского района. Противник атаковал нас тяжелой бронетехникой, но мы смогли отразить атаку. Атака повторилась, на дворе была ночь, и мы не ожидали этого. По указанию командира роты мы сразу же укрепили позиции и увеличили численность личного состава. Эта ночь была страшной. Казалось, что с неба льется ливень из снарядов. С Божьей помощью мы смогли отразить все атаки, уничтожили технику и всю живую силу врага.