Миротворцы — угроза миру? Баку настаивает на полноценном выполнении российским контингентом своих обязательств
Москва продолжает игнорировать обращения Министерства обороны Азербайджана к командованию временно дислоцированного на территории нашей страны российского миротворческого контингента с призывом использовать в своих сообщениях правильные, официальные названия населенных пунктов. В частности, речь идет о недопустимости упоминания Карабахского экономического района как «Нагорно-Карабахской территории», населенных пунктов Агдере и Ходжавенд соответственно как «Мардакерт» и «Мартуни».
Отказ командования миротворческими силами РФ от упоминания официальных названий населенных пунктов укладывается в одну логическую цепь с другими его действиями, направленными против интересов Азербайджана. Включая провоз через контролируемый миротворцами РФ Лачынский коридор вооружения и техники для все еще окопавшейся на территории их временного размещения сепаратистской хунты, а также соучастие командования российского контингента в организации антиазербайджанских массовых акций в городе Ханкенди. Не говоря уже о том, что миротворцы и палец о палец не ударили, чтобы разоружить или вывести незаконные вооруженные формирования с территории своего размещения, являющейся неотъемлемой составной частью Азербайджана.
Помимо несоответствия этих действий цели миротворческой миссии российского контингента, они в корне противоречат азербайджано-российской Декларации о союзническом взаимодействии, подписанной 22 февраля нынешнего года. Ведь данным документом стороны обязались строить свои отношения на основе взаимного уважения независимости, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ, а также приверженности принципу невмешательства во внутренние дела друг друга. Кроме того, они заявили об объединении своих усилий в противодействии и нейтрализации угроз международного терроризма, экстремизма и сепаратизма.
Однако что означают действия российского контигента, временно размещенного в Ханкенди и прилегающих местностях, как не посягательство на суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики, поддержку сепаратистской хунты, все еще существующей в Ханкенди и прилегающих местностях под прикрытием миротворческих сил РФ?
Очевидно, что с учетом подобных проявлений деятельности российских миротворцев Азербайджан не даст согласия на продление срока их деятельности. Вместе с тем действия миротворческого контингента РФ, включая и отказ их командования от употребления официальных названий Карабахского региона и входящих в него населенных пунктов, уже сейчас существенно ограничивают возможности посредничества Москвы в урегулировании отношений между Азербайджаном и Арменией. Президент Азербайджана Ильхам Алиев четко дал понять, что в связи с провалом намеченной на 7 декабря очередной брюссельской встречи вследствие выдвижения Арменией условия об участии в ней французского лидера Эммануэля Макрона, Баку будет «рассматривать другие альтернативы». «Посмотрим, кто будет выполнять роль посредника и на какой платформе», — подчеркнул Ильхам Алиев.
Однако можно ли при таких сомнительных «штрихах» деятельности миротворческого контингента России представить ее саму в качестве подобной платформы? Ответ столь же неоднозначен, как и судьба самого мирного процесса, оказавшегося под угрозой ввиду совокупных усилий мировых центров, продолжающих подпитывать надежды Армении на то, что ее игра против Азербайджана стоит свеч. Надежды, к слову сказать, заведомо обреченные на крах.
Натиг Назимоглу