Михаил Гуревич: Иран не пойдет на военное столкновение с Азербайджаном — ИНТЕРВЬЮ ИЗ ИЗРАИЛЯ
Инспекторы МАГАТЭ обнаружили в Иране обогащенный до 84% уран. А это уже, по их мнению, можно считать оружейный ураном. Кроме того, Тегеран заявил, что может выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия. Вряд ли случайно, что несколько дней назад Европейский союз рекомендовал своим гражданам воздержаться от поездок в ИРИ. А в США и Израиле все чаще звучат заявления о необходимости военного удара по Ирану. Об этом говорил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Не исключил вероятность военных действий против ИРИ и госсекретарь США Энтони Блинкен.
Сегодня в беседе с Oxu.Az ситуацию комментирует израильский аналитик и журналист Михаил Гуревич.
— Неизбежен ли военный удар по Ирану?
— Об этом говорили не только Биньямин Нетаньяху и Энтони Блинкен. Недавно с похожим заявлением выступил и новый министр иностранных дел Израиля Эли Коэн. По его словам, или Иран откажется от доработки ядерного оружия, или Израиль будет вынужден нанести удар. Как показывает прошлое, соответствующий опыт у израильских ВВС есть. Согласно публичной концепции Ирана, Израиль не имеет права на существование, так что у нашей страны нет другой альтернативы, кроме как физическое уничтожение иранских ядерных объектов, если ИРИ вплотную приблизится к созданию ядерного оружия. Для нас это экзистенциальная проблема. Иран — это страна, с которой Израиль фактически находится в состоянии войны.
Многое зависит и от позиции США. И здесь надо отметить, что, хотя администрация Джо Байдена во многих вопросах ведет себя не так, как предыдущая администрация Дональда Трампа, однако по вопросам Ближнего Востока наблюдается полная преемственность. Это касается, конечно же, и отношения к Ирану. Кстати, именно при Трампе США провели операцию по ликвидации генерала КСИР Касема Сулеймани.
Безусловно, прежде чем наносить какой-то физический ущерб Ирану, Израиль попытается оказать международное давление на Тегеран. Есть широкая коалиция стран-союзников, в которую входят как сам Израиль, так и монархии Персидского залива — Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и другие. Если же дипломатическое давление не приведет к нужному эффекту, то будут приняты другие меры, ведь иной альтернативы, как я уже сказал, у Израиля нет.
— Некоторые эксперты, с которыми я беседовал, отмечали, что если Иран проведет хотя бы одно испытание ядерного оружия, то ситуация поменяется кардинальным образом. ИРИ будет считаться ядерной державой со всеми вытекающими последствиями. То есть атаковать Иран будет поздно. Есть ли у вас представление о сроках, когда Израиль может нанести удар по ИРИ?
— Многое будет зависеть от нескольких факторов, в том числе и от международной обстановки. Не секрет, что общая напряженность, в том числе и обсуждение возможности применения тактического ядерного оружия в ходе российско-украинского конфликта, нагнетает ситуацию. Любой нюанс может дать «зеленый свет» для борьбы против появления новых ядерных держав. Для Израиля и США наличие ядерного оружия у Ирана крайне опасно. Это — проблема для ближневосточной политики США и риск для самого существования Государства Израиль. Кроме того, это еще и угроза для всего мира. Возьмем, к примеру, Китай или другие страны, которые закупают энергоресурсы у суннитских монархий региона. Доставляются они в основном на танкерах через Персидский залив, а безопасность здесь обеспечивают США. Если у Ирана появляется ядерное оружие, то и перевозки, да и сами страны региона оказываются под угрозой.
И поэтому никто не допустит того, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие. Этому воспрепятствуют и США, и их союзники, в том числе европейские, и Израиль — будет проведена операция. Но о сроках я ничего сказать не могу.
— Вы упомянули о коалиции, которую можно назвать антииранской. Некоторое время назад президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Иран — общий враг Украины и Израиля. Появились новости о возможности приезда израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Украину. Отношения между ИРИ и Азербайджаном достаточно напряженные (кстати говоря, некоторые российские эксперты уже почти в открытую призывают ИРИ начать свою специальную военную операцию в Азербайджане). Нет особой симпатии и между Турцией и Ираном. Азербайджан, Украину и Турцию рассматривают в Израиле как участников условной антииранской коалиции?
— Давайте начнем с Азербайджана. Вы прекрасно знаете, что в вашем регионе Иран традиционно занимает проармянскую позицию, а Армения — проиранскую. Азербайджан же находится в союзе с Турцией, а еще имеет стратегические отношения с Израилем, которые касаются и сферы обороны. Далее. Россия сотрудничает с Ираном, в том числе и в связи с российско-украинским конфликтом. И здесь возникают вопросы. А чем РФ будет расплачиваться с ИРИ за получаемую оттуда помощь? Будут ли это самолеты — ведь у Ирана качественных ВВС нет? Или это будет помощь в разработке ядерного оружия?
Безусловно, в случае, если Россия начнет расплачиваться с Ираном, оказывая ему помощь в каком-то ядерном проекте, это создаст широкую коалицию, которая будет включать и Европейский союз, и другие страны. Кстати, в недавний пакет антироссийских санкций ЕС включил несколько иранских компаний.
Что касается Украины, то ей есть чем заниматься сейчас, она не может распылять свои силы и бороться на «иранском фронте». Но, безусловно, Киев поддержит коалицию, учитывая, что иранские легкие беспилотники Shahed-136 (они же «Герань-2») доставили проблем Украине в конце прошлого года. Сейчас украинцы научились с ними справляться.
Азербайджан поддержит коалицию. Я думаю, в этом случае все будет достаточно аккуратно, учитывая, что ваша страна граничит с Ираном. Впрочем, на мой взгляд, ИРИ на военное столкновение с Азербайджаном не пойдет.
Турция до мая (когда должны пройти президентские и парламентские выборы — ред.) будет занята исключительно внутриполитическими вопросами. К тому же руководство страны занимается вопросами восстановления провинций, пострадавших от страшного землетрясения. Но Реджеп Тайип Эрдоган сделал немало для того, чтобы Турция стала если не мировым лидером, то как минимум региональной супердержавой. Турецкая Республика находится в сложной ситуации. С одной стороны, она в последнее время налаживает отношения с Израилем, с другой — поддерживает контакты с Ираном. Так что Турция явно участвовать (в антииранской коалиции — ред.) не будет, но ослабление Тегерана будет отвечать ее интересам. Кроме того, Анкара всегда поддержит Баку в случае каких-то агрессивных действий Ирана. Но, как я уже сказал, ИРИ вряд ли пойдет на военное столкновение с вашей страной, ведь в Тегеране понимают, что в этом случае Азербайджан получит широкую поддержки.
Наир Алиев