Импотенция по-армянски

Это не огульное оскорбление целого народа. Не попытка ввести в медицинский лексикон новый термин. Я говорю именно об импотенции целой нации и готов обосновать свое утверждение. Впрочем, медицина не при чем. Речь о заболевании, к ней напрямую не относящемся, но чреватом самыми тяжелыми последствиями, включая фатальный исход.

О только что закончившемся в Азербайджане первом Национальном форуме по градостроительству известно многим. Даже встречи в Праге с участием нашего президента и финалиста регионального кастинга конкурса «Прыгающий бородач» Пашиняна и «трауронаводящая» для болельщиков хозяев выездная победа «Карабаха» над греческим клубом (сначала французы, потом греки – армяне не желают с нами в футбол сыграть?) не затмили это мероприятие. Мы уже привыкли к массовым визитам иностранцев на освобожденные земли. На сегодняшний день там побывали десятки тысяч гостей. Порой эта бесконечная вереница посетителей из-за рубежа начинает раздражать, особенно на фоне каждодневных проблем обывателя. Ну, ездят и ездят. Сколько можно!

А не должна раздражать. Сколько нужно, столько и будут ездить. Причем всегда. Каждая такая поездка, каждый снятый гостями кадр, каждый возглас «О Боже!» при виде руин, оставленных после себя оккупантами, подобен пусть маленькому, но выигранному сражению. Нам важно довести правду до как можно большего количества людей во всем мире, потому что правда неоспорима и неумолима. Ее неоспоримость в рваном крике безмолвных обожжённых камней и пустых глазниц окон домов азербайджанских городов и сел, в звенящем укоре стонущей под тяжестью мин невостребованной земли, истосковавшейся по хозяевам. Ее неумолимость в отсутствии даже у самого конченого мошенника, лгуна и афериста возможности свалить ответственность на кого-либо еще. Это сделали на нашей земле, с нашей землей, и сделали это армяне. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. И как бы не продвинулись технологии, эффект личного ознакомления в полной мере заменить они не могут.

Однако в данном случае мы имеем дело с событием более неординарным. Но перед тем, как начать пространные объяснения о важности, нужности и прочее хотел бы коснуться сопряженного с поднятой темой вопроса. Восстановление и реконструкция освобожденных территорий — не абстрактный процесс в прекрасном далеко, не относящийся к нашим сегодняшним реалиям. Он имеет прямое отношение. Причем не только для тех, кто так или иначе участвует в проведении работ. И не только для тех, кто ждет возможности вернуться на свою землю в обозримом будущем. Освобожденные территории восстанавливаются и позиционируются как один из двигателей развития Азербайджана в целом. Пусть сегодня эта связь не столь очевидна, ее не может не быть, потому что без нее усилия и инвестиции окажутся частично тщетными. И она есть, потому что весь цикл работ на освобожденных территориях служит интеграции новосоздаваемых созидательных возможностей в национальную экономику. Мы не собираемся создавать параллельный искусственно идеальный мир на освобожденных территориях, напротив – все новое и передовое, что удастся применить в Карабахе, будет поставлено на службу развития Азербайджана в целом.

Теперь вернемся к Форуму, завершившемуся принятием Декларации. Начнем с первого дня в Агдаме. Он был полон пионерии. Не в смысле детей в красных галстуках, а в смысле многих событий, происходящих впервые. Во-первых, глава государства и глава агентства ООН (Программа ООН по народонаселению) впервые открыли совместно организованное международное мероприятие на освобожденной территории. Во-вторых, новый конференц-центр в Агдаме впервые принял гостей. В-третьих, в Азербайджане впервые прошел Национальный форум по градостроительству. В-четвертых, более 100 иностранных гостей, сферой специализации абсолютного большинства которых является градостроительство и городское хозяйство, увидели масштабы и динамику проводимых Азербайджаном работ. Увидели и ахнули. Недаром многие из них на второй день мероприятия в своих выступлениях открыто говорили, что были ошеломлены, вынуждены переделывать презентации и переосмысливать запланированные выступления.

И когда Ильхам Алиев на церемонии открытия заявил, что Азербайджан вернет жизнь на освобожденные земли, иностранцы в зале аплодировали не из чувства вежливости к словам главы государства страны-хозяйки мероприятия. По дороге из новопостроенного аэропорта Физули в Агдам они видели, чего мы добились за неполных два года. Они были информированы о наших планах. Они знали, что конференц-центр в Агдаме, в котором проходило мероприятие, был построен всего лишь за 80 дней. Причем построен качественно, без нездоровой спешки к конкретному событию в ущерб качеству. Они аплодировали достигнутым результатам.

А при чем здесь армяне? А ни при чем. Ни при чем, потому что ничто – это то, с чем они остались. И их импотенция проявилась именно в неспособности родить на захваченной земле что-либо хотя бы отдаленно напоминающее то, что мы начали делать с первого дня окончания войны в 2022 году. Построить подходящие для человеческой жизни условия. Использовать потенциал этой прекрасной земли.

Ладно, допустим, международные организации не посещали оккупированные территории на протяжении 30 лет. В принципе, это должно было помочь армянам осознать бесперспективность политики наглого грабежа и тупого отрицания очевидного. Но какое там. Для этого понадобилась сила убеждения нашей армии. Но мы ведь Карабах восстанавливаем сами, без внешней помощи. А у армян денег на это не было? А как же диаспора? Не потянула, родимая? Так зачем тогда прихватизировали земли соседей, если знали, что неспособны? Что, латентно-импотентны, ничего создать не в состоянии? Или вы ждали, что мир вам поможет застроить захваченное? Молчит, молчит армянская логика… 

Дорога в Прагу, Брюссель и Москву, как и в любые другие города, где проходили и будут проходить встречи по мирному урегулированию армяно-азербайджанских отношений, начинается в Агдаме. В Шуше. В Зангилане. Ее исходная точка также и в любом другом районе, городе или деревне, которую мы освободили от захватчиков и которую мы сейчас освобождаем от участи тихого умирания, отведенной ей нашими соседями. Но мой обзор был бы неполным, если бы я не подчеркнул, что наш глава государства повторил, что несмотря на боль и страдания, причиненные нашему народу, мы не желаем крови. Ее пролилось достаточно. Мы хотим мира и стабильности в регионе.

Но только если крови не алчут неугомонные соседи. А то, что закон «кровь за кровь» мы чтим и умеем взыскивать долги с обидчиков, всем хорошо известно. Особенно армянам.  

Caliber.Az

Размышления Эмина Галалы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ