Год капитуляции Армении: поражение на всех фронтах

Год назад, в ночь на 10 ноября 2020 года завершилась вторая карабахская война, а вместе с ней и многолетний армяно-азербайджанский конфликт.

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян и Президент Российской Федерации Владимир Путин подписали заявление, состоящее из девяти пунктов.

“Сегодня исторический день для нашей страны, – сказал, обращаясь к народу после подписания Президент Ильхам Алиев. – Сегодня прекращается армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт. Считаю, что только что подписанное трехстороннее заявление станет последней точкой в деле решения вопроса… По сути, признание поражения – это капитуляция в войне”.

Прошел год, и вряд ли кто-то сегодня стал бы утверждать, что подписанный документ выполнен и до окончательного мира рукой подать. Тем не менее, это правовой акт, налагающий определенные обязательства на стороны бывшего конфликта и посредника в его разрешении.

Азербайджан постоянно на уровне главы государства, МИДа и других официальных структур демонстрирует свою готовность к установлению прочного мира. Несмотря на все, что было сотворено Арменией, на все то зло, горе и ущерб, что она принесла Азербайджану и азербайджанскому народу, Баку готов протянуть руку поверженному врагу, и это как нельзя лучше характеризует политику Азербайджанского государства, гуманизм и дальновидность его политического руководства.

Российская сторона, взявшая на себя роль посредника, тоже старается не выходить за рамки прописанных в заявлении обязательств. Хотя у азербайджанского общества накопилось немало вопросов к российским миротворцам, на официальном уровне Москва придерживается своей роли. Например, невзирая на яростное сопротивление Армении, продвигает тему разблокировки коммуникаций. Об этом, например, говорится во вчерашнем заявлении МИДа РФ. Если учесть, что непоколебимая позиция Баку по Зангезурскому коридору хорошо известна и, насколько можно судить по высказываниям с российской стороны, ею поддерживается, то данное заявление внешнеполитического ведомства России не может считаться вдохновляющим для Еревана.

А что же Армения? Какой вклад в мир внесла эта страна за прошедший год?

Со всей добросовестностью мы попытались найти хоть какие-то свидетельства верности Еревана взятым на себя обязательствам, но нам это не удалось. Как видно, Армения намерена и в этот раз не выполнять того, под чем подписалась.  Она фактически ни одного дня не соблюдала режим перемирия, достигнутого в мае 1994 года. Она с маниакальным постоянством нарушала все договоренности. Вспомним, сколько раз стороны договаривались о гуманитарном прекращении огня в ходе 44 дней последней войны, и каждый раз армянская сторона ставила на них крест. Подписываясь под обязательствами, она не выдерживала и десяти минут. 

На встрече с общественностью Агдамского района в мае этого года, Президент Ильхам Алиев достаточно иронично высказался о поведении армянской стороны и ее руководства, заметив, что ему до сих пор неизвестно, в каком углу Пашинян подписал трехстороннее заявление. Действительно, на подписании, прошедшем в видеоформате, как все мы помним, присутствовали только президенты России и Азербайджана, а премьера Армении там не было. Как выяснилось позднее, Пашиняну было позволено подписать документ не на глазах у всего мира, стороны приняли во внимание чувства проигравшей страны и капитулянта-премьера.

“Заявление от 10 ноября – акт о капитуляции Армении. Причем не только азербайджанская общественность, но и весь мир знает о том, в какой форме он был подписан. До сих пор мне неизвестно, в каком углу Пашинян подписал его. Это стало кульминацией войны, победы, это был настоящий акт о капитуляции. Сегодня каждый воспринимает это именно так”, – сказал глава государства.

Несмотря на то, что трехстороннее заявление не называется актом о капитуляции, факт капитуляции признают и в самой Армении. Более того, там с горечью констатируют, что армяне капитулировали не только на фронте, но и на всех других “фронтах”. А именно, в вопросе границ, пресловутого статуса и так далее.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков:

“Хотя в тексте трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года, подписанном главами Азербайджана, Армении и России, нет термина “капитуляция”, в сущности этот документ можно расценить как акт капитуляции.

Армения подписала его вопреки своему первоначальному сопротивлению освобождению оккупированных территорий Азербайджана. Первоначально речь шла об освобождении семи районов, потом было выдвинуто требование и об освобождении Шуши. Шушу освободила Азербайджанская армия, после чего армянская сторона была в буквальном смысле слова принуждена к миру. В конечном итоге армяне все наши требования приняли, и после того, как заявление было подписано, в соответствии с утвержденным графиком ВС Армении и незаконно размещенные в Кельбаджаре, Лачине, Губадлы, Зангилане переселенцы покинули наши земли. И в этом плане да, трехстороннее заявление это ничто иное, как капитуляция, так как Армения выполнила все требования Баку.

Так что в Азербайджане это заявление правильно называют капитуляцией. И, кстати, не только в Азербайджане. Капитуляцией подписание Николом Пашиняном этого документа называют и в Армении, а самого премьера его противники называют капитулянтом открыто, прямо в стенах парламента”.

Выступая на открытии VIII Глобального Бакинского форума, Президент Ильхам Алиев еще раз подчеркнул, что 10 ноября Армения подписала акт о капитуляции. И на этом война закончилась.

Можно ли трактовать трехстороннее заявление от 10 ноября 2020 года как очередное перемирие, нечто вроде соглашения о режиме прекращения огня, как это было в мае 1994 года? Нет. Однозначно – нет. В Армении хотят думать иначе, надеясь, что еще не все потеряно. Но это самообман, потому что Президент Азербайджана заявил: “Война окончена, нагорно-карабахский конфликт остался в истории и навсегда”. А, как уже неоднократно было доказано в последние годы, азербайджанский лидер знает, что говорит.

Лейла Таривердиева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ