Фархад Мамедов: Если Пашинян желает продолжения существования армян в Карабахе, он должен признать его территорией Азербайджана

После 44-дневной войны жизнь армянского населения Карабахского региона Азербайджана существенно осложнилась, многочисленные проблемы дополнились новыми.

И если до настоящего времени Армения, на бюджет которой возложена эта ноша, еще могла рассчитывать на армянскую диаспору, то сегодня на ее помощь особо рассчитывать не приходится.

«С ноября 2020 года фактические ассигнования Армении на существование карабахских армян приближаются к 100 млрд драм», — заявил на днях армянский премьер-министр Никол Пашинян. В то же время он призвал «заменить политику поддержки на политику развития», не упомянув, однако, что развитие требует не меньших начальных вложений.

Между тем, жизнь карабахских армян, тем более, сейчас, с приближением холодов, становится все тяжелей, существует острый дефицит воды и сельскохозяйственной продукции.

Армянская сторона и сама это открыто признает – т.н. «омбудсмен» остатков сепаратистского режима Гегам Степанян, характеризуя нехватку зерновых культур, сказал: «Действительно, такая проблема есть. Дело в том, что мы потеряли (речь идет о деоккупированных территориях Азербайджана – 1news.az) 60% земель сельскохозяйственного значения, которые в основном использовались именно для выращивания зерновых культур. Это, в свою очередь, привело и к проблемам с трудоустройством – люди, которые возделывали земли и обеспечивали свои семьи, сегодня лишены этой возможности».

Надежды на решение этих проблем карабахские армяне возлагают на Армению, но выдержит ли ее бюджет такую нагрузку, и о каком «развитии» армянского населения в нынешней ситуации может идти речь вообще. Ответить на эти вопросы 1news.az попросил политолога, эксперта международного дискуссионного клуба «Валдай» Фархада Мамедова.

— Действительно, по обозначенной Пашиняном цифре, за 8 месяцев этого года из бюджета Армении на поддержку, или, говоря откровенно, на существование армян Карабаха было потрачено 100 млрд драмов, или порядка 200 млн долларов.

Если мы вспомним начало года, то во время войны всеармянский фонд «Айастан» собрал со всего армянства мира около 200 млн долларов, определенная часть этих средств была направлена на покупку вооружения, гуманитарную помощь и т.д. И одним трансфертом был осуществлен перевод 115 млн долларов из фонда «Айастан» в бюджет Армении.

То есть, мы можем говорить, что из 200 млн долларов, выделенных из бюджета Армении на существование армян Карабаха, как минимум, 115 млн долларов были от всеармянского фонда «Айастан».

Правительство Армении покрывает расходы по всем коммунальным услугам для армян Карабаха, деньги идут на выплату зарплаты так называемым «бюджетникам», ремонт и строительство жилья, погашение определенной части арендной платы для людей, не имеющих домов.

Наглядный пример – недавно 32-летняя жительница Ханкенди Изаура Баласанян хотела обратиться к азербайджанской стороне, чтобы переехать в Шушу, но российские миротворцы не позволили ей этого сделать.

Так что все деньги тратятся не на «развитие», как указывает Пашинян — и он правильно об этом говорит, а на существование армян Карабаха.

— Какое развитие может быть в той части Карабаха, где остались армяне?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы вначале должны посмотреть на структуру экономики, которая была в период оккупации. Она включала в себя горнорудную промышленность, то есть, незаконную эксплуатацию месторождений Азербайджана — широкая информация об этом содержится на ресурсе Karabakh Center.

Этот сегмент базировался на трех основных направлениях – Кяльбаджарском, Зангиланском и Агдеринском. Но задействованные там компании обеспечивали работой лишь определенное число местных армян. Они были зарегистрированы в Армении и, хотя официально платили налоги сепаратистскому образованию, большую часть денег оставляли в Армении.

Следующий элемент экономики – сельское хозяйство. Мы сейчас видим, что на тех территориях, которые были оккупированы, в основном в Низменном Карабахе, развивалось скотоводство, армяне имели там свои пастбища. После освобождения этих земель от оккупации, крестьяне, которые занимались там скотоводством, попросту распродают свой скот. А потом армянские издания пишут, что якобы их скот «украли» азербайджанские солдаты. Дело в том, что крестьяне брали этот скот в кредит, а теперь деньги нужно возвращать. Соответственно, чтобы выйти из этой долговой ямы, они режут скот, продают мясо, а потом говорят, что его якобы «украли» азербайджанские солдаты. Плюс, отсутствие на той территории, где остались армяне, водных ресурсов, горный рельеф, не предусматривающий обширных пастбищ для выпаса скота или каких-то больших плантаций, которые они имели в период оккупации. А ведь тогда от порядка 150 тыс тонн ежегодного урожая зерновых более 100 тыс тонн направлялось в Армению.

Или, возьмем сферу туризма, которая в годы оккупации развивалась в Карабахе. Понятно, что сейчас ни один здравомыслящий турист не поет не то что туда, но и в саму Армению.

И самый главный элемент занятости местных армян – это оказание услуг двум армейским корпусам Армении. На оккупированных территориях находился порядка 25000-й оккупационный корпус войск Армении, и большинство населения карабахских армян оказывало им услуги.

На сегодня мы можем сказать, что Армения не в силах обеспечить занятость карабахских армян по объективным причинам, о которых я сказал – отсутствие промышленности, туризма, проблемы с сельским хозяйством. Осталась только небольшая группировка вооруженных сил Армении, на услуги для которых не требуется большое число людей.

По этим причинам невозможно говорить о развитии карабахских армян, о какой-то хозяйственной автономии и самообеспечении. Они смогут жить только иждивенцами, Армения способна обеспечивать их существование на очень низком уровне.

Если произвести несложные расчеты, принимая во внимание те самые 100 млрд драм за 8 месяцев, то можно предположить, что ежегодные отчисления из бюджета Армении на обеспечение армян Карабаха составят примерно 130 млрд драм, или порядка 240 млн долларов. То есть, на следующий год армянский бюджет — уже без поддержки фонда «Айастан» — должен будет самостоятельно перечислить эту сумму для обеспечения существования армян Карабаха. А это для него очень большая нагрузка, и это тоже важно понимать.

Развитие есть там, где есть инфраструктура, промышленность, сельское хозяйство, туризм, сфера услуг. Всего этого на данной территории сегодня нет. Поэтому сегодня можно только прогнозировать недовольство граждан Армении, потому что деньги, предназначенные для улучшения их социально-экономического положения, решения проблем, будут направляться на обеспечение существования армян Карабаха. Это вызов, с которым столкнется Никол Пашинян и в течение этого года, и в следующем году — если Армения не изменит свою позицию.

— Плюс, карабахские армяне столкнулись с большими проблемами с водоснабжением.

— Совершенно верно — 98 процентов водных источников формируется в Кяльбаджарском районе Азербайджана. И вообще, очень много всего в Карабахе не зависит от армян. Есть еще один вызов – определенная часть линий электропередачи, оптико-волоконной связи, систем газоснабжения проходит по Лачинскому коридору вдоль автомобильной дороги. Эти коммуникации были построены в период оккупации. Еще одна часть электросетей проходила по так называемой «северной дороге» — через Кяльбаджарский район. Сейчас эта дорога находится под контролем Азербайджана, и они уже ничего не могут через нее получить.

В соответствии с трехсторонним заявлением от 10 ноября Азербайджан в ближайшие 2 года построит новый Лачинский коридор. Его строительство уже началось, он будет проходить севернее города Лачин. И после завершения строительства этого коридора российские миротворцы перейдут на обеспечение его безопасности.

Соответственно, вся инфраструктура – электросети, телекоммуникационные линии, газовые сети и т.д. останутся на территории «старого» Лачинского коридора. Потому что у Азербайджана нет обязательств наряду с автомобильной дорогой строить инфраструктуру из Армении на территорию, где проживают карабахские армяне. Вот это – еще один, так называемый хозяйственный, вызов для обеспечения существования карабахских армян за счет Армении. Она не будет обладать инфраструктурой, чтобы довести тот же газ, электроэнергию, связь на территорию, где проживают карабахские армяне. И это тоже очень важный элемент, над которым правительству Пашиняна надо думать.

— В конечном итоге, остается единственно верный выход для нормальной жизни карабахских армян.

— Выбор у Пашиняна невелик. Говоря лаконично, если он желает продолжения существования армян в Карабахе, то он должен признать Карабах территорией Азербайджана.

Армяне компактно живут в Грузии, России, Иране… То же самое будет и в Карабахе, потому что все объективные показатели демонстрируют, что хозяйственной автономии армяне Карабаха добиться не смогут, и это будет очень дорого стоить бюджету Армении, которая сама испытывает огромные проблемы в экономике.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ