Европа и Азия нуждаются в Зангезурском коридоре
29 июня в Ашхабаде пройдет VI Каспийский саммит, в ходе которого ожидаются двусторонние встречи лидеров прикаспийских государств. К примеру, российской стороной уже анонсирована встреча между президентами Азербайджана и России Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным. При этом, как сообщили Oxu.Az дипломатические источники в Казахстане, сама повестка саммита до последнего момента не была четко прописана. Стоит отметить, что VI Каспийский саммит планировалось провести в 2021 году, но затем его перенесли на 2022-й.
Напомним, что на V Каспийском саммите в 2018 году была подписана Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. С тех пор ее ратифицировали все прикаспийские государства, кроме Ирана. Возможно ли, что именно позиция ИРИ, чей парламент уже четыре года задерживает ратификацию «Конституции Каспия», как еще называют этот документ, станет предметом обсуждения? На этот и другие вопросы Oxu.Az отвечает казахстанский политолог Замир Каражанов:
— Вопрос Ирана, который не ратифицировал Конвенцию о статусе Каспия, хотя и подписал, скорее всего, может быть поднят, но на закрытой части саммита и в формате двусторонних переговоров. Но давление на Исламскую Республику Иран никто оказывать не будет. ИРИ — это достаточно специфичная страна. Стоит вспомнить, что когда ИРИ подписывала «Конституцию Каспия», не все в Иране были этому рады. Попытка поторопить ИРИ может привести к обратному эффекту.
Так что придется ждать, когда Тегеран определится со своей позиции — ратифицирует или нет? И затем могут начаться новые переговоры. А может, страны вновь начнут двусторонние переговоры по границам на Каспии. Четыре страны — Азербайджан, Россия, Казахстан и Туркменистан об этом уже договорились. Но в этом случае Иран теряет очень многое, ведь в конвенции были прописаны положения, представляющие интерес как раз для иранской стороны. Это касается и транзита энергоресурсов по дну Каспия, экономического, торгового и туристического сотрудничества.
Но, повторюсь, давить на Иран никто не будет. Вспомните, что до предстоящего саммита 29 июня было много встреч представителей прикаспийских стран с руководством ИРИ, и этот вопрос не поднимался. Вот совсем недавно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев побывал в ИРИ. В открытой части переговоров ничего не говорилось про Конвенцию о статусе Каспия.
— Вы упомянули транзит энергоресурсов по дну Каспия. В нынешних реалиях, когда нарушены логистические цепочки из-за недавних санкций против России и десятилетних санкций против Ирана, новые маршруты поставок нефти, газа, товаров через Каспийское море приобретают особое значение. Этот вопрос может обсуждаться на саммите? Есть хорошие порты в Казахстане, Азербайджане и Туркменистане, которые могут обеспечить транзит китайских грузов, в чем и КНР, и это очевидно, заинтересована…
— Да, я думаю, что этот вопрос будет обсуждаться. В принципе проблема обозначилась еще до конфликта России и Украины. Был миграционный кризис в Беларуси, и тогда Запад перекрыл внешние границы с ЕАЭС. А сейчас проблема приобрела актуальность и для стран Центральной Азии. Расширение транзитных маршрутов для нас критически важно. Мы оказались запертыми — не можем работать в направлении Европы как через Россию, так и через Украину. Остается «кавказский коридор» и далее через Турцию в Европу. Есть и грузинские порты с выходом на Румынию, но это все равно через Южный Кавказ.
Я думаю, что эта тема обязательно будет обсуждаться на полях Каспийского саммита между лидерами Азербайджана и Казахстана. Нужно наращивать грузопоток через Южный Кавказ. Да, не все от этого будут в восторге. Мы же помним, что, когда поднимается вопрос о транзите грузов, особенно энергоресурсов через Кавказский регион, это всегда вызывает болезненную реакцию России. Но сейчас РФ не может гарантировать нам бесперебойный грузооборот из-за санкций.
Но и «кавказский коридор» в настоящий момент не может удовлетворить потребности Центральной Азии и Китая в плане транзита. Так что об этом, несомненно, в Ашхабаде будут говорить, а детали, опять же, обсудят в рамках двусторонних переговоров, например, между Ильхамом Алиевым и Касым-Жомартом Токаевым.
— Открытие коммуникаций на Южном Кавказе и появление нового коридора — Зангезурского — выгодно Казахстану и другим странам?
— Конечно же это выгодно! Если говорить о Казахстане, то нам вообще нужны любые альтернативные маршруты, которые могут вывести продукцию нашей страны в Азию либо в Европу.
Наир Алиев