Двоевластие в Армении может привести к перевороту
В ходе протестов армянской оппозиции 17 мая было задержано рекордное количество манифестантов в день — свыше 400 человек. Результат очень понравился одному из координаторов движения «Сопротивление», вице-спикеру армянского парламента Ишхану Сагателяну, который выразил свой восторг тем, что в первую половину дня «Ереван был парализован». По его словам, полицейские не могут больше сопротивляться народу.
Затем оппозиция приостановила акции неповиновения, созвав вечерний митинг. На нем, кстати, выступила группа родственников армянских военных, погибших в ходе 44-дневной войны, потребовав возбудить уголовное дело против премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Несмотря на то, что у армянской оппозиции нет никаких конструктивных предложений, свою задачу реваншисты обозначили четко — отказ от всех мирных договоренностей (с Азербайджаном и Турцией), достигнутых при Николе Пашиняне и, самое главное, — формирование в стране полного двоевластия. Это, по словам Ишхана Сагателяна, единственный путь по отстранению действующей власти.
О том, к чему приводит двоевластие, Oxu.Az рассказал кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории МГИМО, российский медиаэксперт Кирилл Коктыш:
— Двоевластие ни к чему хорошему не приводит. У меня возникла ассоциация со статьей Владимира Ленина о двоевластии в России, которое возникло после Февральской революции 1917 года (появилось одновременно два органа власти: Советы рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство — ред.). Как мы знаем, тогда все закончилось Октябрьской революцией.
Если подходить методологически, то двоевластие невозможно и невыгодно по одной простой причине: любая политика — это деятельность по изъятию и перераспределению ресурсов. Двоевластие, соответственно, будет означать двойную трату ресурсов, что крайне невыгодно для политической системы в целом.
— Учитывая вашу ассоциацию с Октябрьской революцией, можно ли сказать, что в Армении возможен переворот? Есть костяк оппозиции, который, очевидно, намерен идти до конца. И они готовы сформировать параллельные органы «власти», если можно так сказать.
— В любой стране возможен переворот, даже в США. В этом плане никогда ни от чего нельзя зарекаться. Все зависит от конкретных раскладов.
— А насколько важна поддержка из-за рубежа, ведь революции и перевороты требуют немалых ресурсов?
— Поддержка из-за рубежа важна, особенно когда внутренние слабости и противоречия «объединяются» с ресурсными ставками извне. Когда есть что-то одно, то не факт, что этого будет достаточно для смены власти. Это вопрос соединения двух слагаемых. Пример — Беларусь в 2020 году (по стране прокатились акции протеста в связи с объявлением официальных итогов президентских выборов, согласно которым победу на них одержал действующий президент Александр Лукашенко — ред.). Были большие ресурсные ставки извне, которые закончились ничем, потому что власть оказалась достаточно консолидированной.
— Армянская парламентская и непарламентская оппозиция выходит на акции под реваншистскими лозунгами. Они против мирного соглашения с Азербайджаном. Но неужели воинственные лозунги могут объединять большое количество людей, которые только недавно стали свидетелями поражения Армении в войне 2020 года, страна до сих пор не оправилась?
— Могут быть любые лозунги, все зависит от зоны поддержки конкретных политиков, установок, которые разделяет электорат. Вопрос в том, имеют ли те или иные деятели значимое общественное доверие.
— Эти армянские оппозиционные политики — бывшие. Они уже были у власти, а на выборах в Армении и до войны, и после не побеждали. То есть старую власть, вроде бы, не любят, что показывают выборы, но все равно много людей выходят за них на улицы. Как это понять?
— Давайте вспомним Францию. Люди были недовольны правлением президента Эммануэля Макрона, но разве это на что-то повлияло? Он получил второй президентский срок. Выборы — это не способ формирования власти, это механизм легитимации решения, принятого элитами.
Есть статистика — 88% людей политику не знают, они ею пользуются. Вот вы подходите к лифту, нажимаете на кнопку. И вам не нужно знать, как он устроен. Так что аргументация, мол, старую власть (в Армении — ред.) уже видели — в 88% будет нерелевантна.
— Получается, что, несмотря на мнение большинства, которое оно высказывает на выборах, активное меньшинство в Армении может организовать переворот и сменить власть?
— Да, и мы это видели во многих странах. Вы сами ответили на свой вопрос.
Наир Алиев