Доминирующая роль Азербайджана в коридорах “Восток-Запад” и “Север-Юг” определяется географией

Автор: Лейла Таривердиева

Премьер-министр Армении Никол Пашинян считает себя креативным и изобретательным политиком. Еще до войны он запатентовал ноу-хау относительно урегулирования карабахского конфликта, которое, дескать, должно устраивать и Армению, и “Карабах”, и Азербайджан. Он утверждал, что совершил революцию, первым заговорив о выгоде и для Азербайджана, носился с этой бестолковой идеей, произносил ее со всех трибун, рассчитывая на овации. Вспомним, сколько времени он отнял у слушателей дебатов с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях Мюнхенской конференции в феврале 2020 года. Несерьезная пашиняновская идея, рассчитанная на дешевый популизм, ни у кого не вызвала восторга, потому что все понимали ее нереалистичность. Кроме самого Никола.

Но новаторский дух Пашиняна от этого не угас. Сегодня он работает над новым ноу-хау, связанным с Зангезурским коридором. Эта инициатива Азербайджана, против которой армянская сторона голосовала обеими руками, все же перешла в плоскость практической реализации, и теперь властям Армении надо как-то объяснять, почему вдруг ветер так резко переменил направление. Тут творческий гений неутомимого премьера пришелся очень кстати.

На минувшей неделе на заседании правительства в Ереване Никол Пашинян огласил идею о создании так называемого “армянского перекрестка”. Речь о транспортном перекрестке, в который Зангезурскому коридору была найдена некая роль. “В результате наших недавних обсуждений об открытии региональных коммуникаций, проект “Север-Юг”, по сути, мы переоформили в проект “Север-Юг”, “Восток-Запад”. Мы надеемся реализовать этот проект большими темпами. Это означает, что одна из ветвей этой дороги соединит Армению с Ираном, другая ветвь – Армению с Азербайджаном, а затем с Нахчываном, Турцией. И мы помещаем этот проект в этот общий контекст”, – сообщил Пашинян.

Мы попытались визуально представить себе, где, согласно видению Пашиняна может располагаться “армянский перекресток”, но ничего не вышло. Пришлось обратиться к карте. И выяснилось следующее. Зангезурский коридор, который протянется от западных границ Азербайджана в НАР и далее в Турцию, действительно пересекается с железнодорожной магистралью, которая может быть подключена к проекту. Но не на территории Армении, а на территории Нахчыванской Автономной Республики. Дело в том, что железная дорога Армения-Иран (армянский участок проекта) проходит по территории НАР. Эта магистраль, существовавшая в советские времена, прекратила функционировать после начала армянской агрессии, но в отличие от дороги через Зангезур, в основном сохранилась. В Армении уверены, что восстановить движение по путям можно максимум за год.

Но это если говорить о железной дороге. Если же речь идет об автомагистрали, то, видимо, подразумевается проект, над осуществлением которого в Армении мучаются не одно десятилетие. И тут мы видим любопытную картину. Вместо того, чтобы включаться в восстановление коммуникаций в регионе, армянская сторона ищет пути вывода страны из изоляции в обход этой необходимости. Уже объявлен тендер на строительство участка автодороги Ерасх-Каджаран, после чего планируется дотянуть автомагистраль до находящегося на границе с Ираном Агарака. И эта автомагистраль на самом деле пересечется в случае доведения ее до конца с Зангезурским коридором. Если тот, вернее, его армянский участок, будет таки построен. Пока что активность армянской стороны в этом направлении уходит больше в слова.

Пашинян хочет привязать Север-Юг к вопросу открытия коммуникаций в регионе и изобразить верность обязательствам. Но это большая натяжка. Даже иранская сторона дала понять армянам, что Север-Юг не имеет никакого отношения к Зангезурскому коридору. То, что магистраль до сих пор не построена, это проблема только самой Армении, ее возможностей и способностей. Ее границы с Ираном и Грузией не закрывались в годы конфликта и магистраль могла быть построена еще десять лет назад. Министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян в конце минувшего года, комментируя ситуацию с участком коридора Север-Юг, признал, что Армения очень отстает. Выполненная работа составляет всего лишь несколько процентов от запланированной по проекту. Нет даже ясности по некоторым участкам, четкие проектные решения отсутствуют, есть лишь предварительные варианты, сказал Саносян.

Так что Пашинян путает понятия. Не стоит смешивать одно с другим. Когда речь идет о постконфликтном восстановлении коммуникаций, под этим подразумевается открытие тех дорог, которые были закрыты или разрушены в результате конфликта. Того же Зангезурского коридора – полностью разобранной как на ранее оккупированных территориях, так и в самой Армении железной дороги. Ее армянам придется строить с нуля и за свой счет.

Говоря о “перекрестке”, Пашинян считает возможным отобрать у Азербайджана статус транспортно-логистического узла региона, перетянуть на свою площадку иранских и российских грузоперевозчиков. Но это очередной популистский лозунг, не подкрепленный экономически. В Армении уверены, что после запуска армянского участка коридора Север-Юг и завершения в Грузии тоннеля под Крестовым перевалом (граница с Россией), фуры из Ирана начнут перебираться с азербайджанского на этот маршрут. Возможно, что направляющиеся в Грузию грузы и пойдут по этому маршруту. Но не более. Потому что для грузоперевозок в Европу и в Россию у Ирана уже есть удобные и наработанные маршруты через Турцию и Азербайджан. Объем грузооборота у Ирана с Россией и у Ирана с Турцией и западными партнерами не идет ни в какое сравнение с объемом товарооборота ИРИ с Грузией. Сама же Армения не имеет таких объемов внешнеторгового оборота, которые позволили бы ей окупить те средства, что будут вложены в проект. И все, скорее всего, ограничится лишь недолговременным моральным удовлетворением для армянской стороны.

Единственным путем получения дивидендов от открытия региональных коммуникаций для Армении является следование в том направлении, в каком указывает Азербайджан. Пашиняну не нужно ничего придумывать, все уже придумано до него. Если он действительно хочет поднять с колен армянскую экономику, ему следует прислушиваться к советам из Баку. Конечно, азербайджанская сторона преследует, в первую очередь свои собственные интересы, но в Азербайджане точно знают, как сделать так, чтобы никто из партнеров не остался в накладе от его проектов. Это уже не раз проверено на практике.

Что-то подсказывает, что Никол Пашинян все это понимает. Возможно, его “армянский перекресток” это попытка объяснить армянам, для чего им нужен Зангезурский коридор. У этого проекта противников в Армении в разы больше, чем сторонников, и чтобы обосновать согласие на строительство дороги, ему нужны более “веские” аргументы, чем взятые по результатам войны обязательства Армении. Страна висит на волоске от гигантских репараций, и, может быть, хорошее поведение и послушание помогут как-то смягчить последствия тридцатилетнего разбоя для армянской стороны.   

Как сказал в комментарии Day.Az азербайджанский политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков, Армении не удастся перетянуть на себя транзитную значимость Азербайджана. Эта страна вообще ничего на себя перетянуть не в состоянии. Доминирующая роль Азербайджана на транспортном перекрестке “Восток-Запад” и “Север-Юг” определяется географией, а не пашиняновскими хотелками. Кроме того, в нашей стране уже создана современная транспортно-логистическая инфраструктура, которая продолжает расширяться и модернизироваться. Чтобы достичь хотя бы сегодняшнего уровня Армении нужны десятилетия, подчеркнул парламентарий.

“Но открытие транспортных коммуникаций объективно выводит Армению из глухого тупика. Думаю, Пашинян пытается довести эту простую истину до своей общественности, ну и одновременно оправдать свое согласие на участие Армении в Зангезурском коридоре. Глупо, конечно, так как возникает резонный вопрос: коль Зангезурский коридор так выгоден для Армении, зачем Ереван так долго противился его восстановлению?

Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Пашинян пришел во власть из медиа. Он привык манипулировать с реальностью настолько, что часто теряет грань между пропагандистской картинкой и действительностью. Ради бога. Главное, чтобы работы на армянском участке Зангезурского коридора сдвинулись с мертвой точки”, – сказал Расим Мусабеков.

Что ж, время покажет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ