Дмитрий Солонников: Это попытки ЕС и Франции зайти на Южный Кавказ через Армению — ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ

Вчера, 20 февраля, в Армении начала работу долгосрочная «гражданская миссия» ЕС (EUMA), которая, как неоднократно сообщалось, будет вести наблюдения на армянской стороне армяно-азербайджанской границы. В Москве уже заявили, что миссия Евросоюза в Армении — это попытка выдавить Россию из региона.

А несколькими днями ранее президент Франции Эммануэль Макрон в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности фактически противопоставил Париж и Ереван Москве. Он обвинил Россию в том, она сеет хаос и дестабилизацию на Южном Кавказе, а затем заявил: «Как мы можем поверить, что вызовы на Кавказе могут быть преодолены неоколониальной Россией, которую я только что описал? Я говорю это в присутствии друга — премьер-министра Никола Пашиняна, которого мы продолжим поддерживать и с которым будем сотрудничать».

В свою очередь, бывший премьер-министр Франции Эдуар Филипп, который побывал в РА, отметил, что он сейчас спокоен, так как «в Армении размещается миссия ЕС».

Oxu.Az попросил прокомментировать ситуацию российского политолога, директора Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова:

— Мы видим последовательную политику Евросоюза, прежде всего Франции, зайти на Южный Кавказ через Армению. Франция сильно проигрывает в геополитическом соперничестве в Африке, известно, что целый ряд африканских стран уже отказался от сотрудничества с Парижем, оттуда выводятся французские контингенты. А раньше «французская Африка» была проявлением мировой гегемонии Франции. Проигрывая целый континент, французы пытаются отыграться и войти в тот регион, где ее, по большому счету, никогда не было.

Ни для кого не секрет, что нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян пришел к власти благодаря поддержке различных некоммерческих организаций (НКО), СМИ, которые финансировались Западом, в том числе и США. Крупнейшее по численности в мире американское посольство находится в Ереване. Приход Пашиняна стал следствием долгосрочной игры по отрыву Армении от постсоветского пространства, ОДКБ, ЕАЭС. Сделать это сразу было невозможно.

Если бы Пашинян сразу после прихода к власти объявил, что Россия — это враг Армении, мы теперь будем строить отношения только с Европой (Францией) и США, то его бы быстро смели, ведь тогда в Армении были пророссийские настроения. Но затем работа по переформатированию была поставлена на конвейер, западные политтехнологи умеют работать. Несколько лет велась пропаганда, что у Армении иной путь, а Россия — это зло. А ведь вся нынешняя Армения — это государственно-технологическая конструкция, созданная сначала Российской империей, а потом Советским Союзом.

Это искусственная конфигурация. Но теперь для Армении и Российская империя, и СССР, как я уже сказал, — зло. Эта идеология вбивалась армянскому обществу на протяжении нескольких лет. И сейчас Пашинян может проводить открытую политику на отрыв Армении от России в пользу Евросоюза и США, что он постепенно и делает. Все логично, особенно в нынешней ситуации, когда Россия более чем активно занята другим направлением своей внешней политики. Армения этим пользуется, и Макрон этим пользуется.

— А Франция и Европейский союз, на ваш взгляд, могут как-то помочь в вопросе урегулирования армяно-азербайджанских отношений, подписания мирного договора?

— Я не думаю. Практической пользы не будет, и мы это увидели по Минской группе ОБСЕ, где Франция была сопредседателем, и ее участие мешало достичь договоренностей. На самом деле Европа в этой ситуации пользуется проверенной стратегией, когда создается точка напряженности, а потом конфликт десятилетиями не решается. Это классическая европейская политика.

— Но ведь Франция и Европа — это не одно и то же? Внутри ЕС много противоречий, и это далеко не секрет…

— Я бы сказал так: среди всех стран Европы во Франции самое большое армянское лобби. Еще влиятельная армянская община есть в США. Поэтому мы можем говорить о каком-то консенсусе между Парижем и Вашингтоном, которые будут отыгрывать проармянскую повестку дня. В других странах Европы и Запада в целом влияние армянского лобби заметно меньше, поэтому и армяно-азербайджанское урегулирование их не особо интересует, но выступать против Франции и США они не будут.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ