Дмитрий Беляков: Минск всецело поддержит вступление Азербайджана в ЕАЭС
В самом конце прошлого года, после неформального саммита СНГ в экспертном сообществе вновь активно начали обсуждать роль Содружества Независимых Государств (СНГ). Насколько было оправданным его создание и что происходит сейчас, когда Грузия и Украина приостановили свое участие в этой организации?
Сегодня на вопросы Oxu.Az отвечает белорусский политолог, директор Центра изучения перспектив интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Дмитрий Беляков.
— Президент России Владимир Путин заявил, что в 2021 году интеграция в рамках СНГ углублялась. При этом Грузия и Украина вышли из объединения, в Армении сомневаются в целесообразности участия в СНГ, такие дискуссии уже ведутся…
— Безусловно, какие-то интеграционные моменты в рамках СНГ мы наблюдаем. Прежде всего речь идет о двусторонних контактах. Возьмем интеграционное сближение Беларуси и России, оно ведь происходит в канве СНГ. В ближайшее время стоит ожидать выполнения тех интеграционных карт, которые подписаны между правительствами Беларуси и России.
Хотя со временем и уменьшается значение СНГ, время этой структуры еще не прошло, она остается площадкой для переговоров на высоком уровне и точкой сопряжения интересов стран, входящих в объединение. Это изначально и было одной из важнейших целей организации.
Умаляют значение СНГ и заявления о выходе или желании выйти из состава организации, звучащие из разных государств. Такие высказывания, конечно же, вызваны политической конъюнктурой. Грузия, Украина и в несколько меньшей степени Армении следуют западному вектору, подвержены влиянию атлантических структур.
Что касается потенциального выхода Армении из Содружества, то, конечно, это приведет к определенным экономическим потерям прежде всего самой Армении.
— Давайте перейдем к ЕАЭС. Недавно первый президент Казахстана, почетный председатель Высшего евразийского экономического совета Нурсултан Назарбаев заявил, что считает возможным пригласить Азербайджан в Евразийский экономический союз в качестве наблюдателя.
— На мой взгляд, Азербайджану выгодно было бы войти в Евразийский экономический союз. Но этому препятствует позиция Армении. Если Ереван рассматривает интеграционные инициативы как возможность для политических манипуляций, то армянское руководство может попасть в неприятную ситуацию, связанную, скажем так, с определенными экономическими потерями.
Карабахский конфликт решен, а территориальные вопросы между Арменией и Азербайджаном не должны препятствовать постепенному вхождению Азербайджана в ЕАЭС, это соответствует интересам и Баку, и ЕАЭС. Что касается Беларуси, то мы имеем многолетние теплые отношения с Азербайджанской Республикой. Минск, конечно же, всецело одобрит вступление Азербайджана в ЕАЭС.
Хочу вернуться к СНГ — особых экономических достижений в рамках СНГ отмечено не было. Главную роль в экономическом направлении играет ЕАЭС. А с точки зрения военного взаимодействия, обеспечения безопасности лидирующее место уже занимает Организация Договора о коллективной безопасности.
— Решения в ЕАЭС принимаются путем консенсуса. А Армения, как вы отметили, против сближения Азербайджана с Евразийским экономическим союзом…
— Если Ереван в силу своих внутренних политических интересов готов пойти на ухудшение экономического состояния не только своей страны, но и других государств (входящих в ЕАЭС — ред.), то следует ожидать снижения привлекательности Армении для ЕАЭС. Рынок Армении маленький, его не сравнить с азербайджанским.
И, кстати говоря, наблюдатель в ЕАЭС — это немного другая категория. Получение этого статуса должно быть возможно и без абсолютного согласия всех государств-членов Евразийского экономического союза.
На мой взгляд, поспешное вступление Армении в ЕАЭС было вызвано тем, что те страны, которые первыми вошли в организацию, имеют определенные права, в том числе и право вето на вступление других государств. Но времена меняются, экономика меняется. И во главу угла должны ставиться интересы народов, экономическое процветание и добрососедство.
Наир Алиев