Чтобы лишить сепаратистов мифической «субъектности», надо распрощаться с миротворцами
Министерство обороны Азербайджана несколько раз обращалось к командованию российского миротворческого контингента с требованием в своих сообщениях правильно указывать названия азербайджанских населенных пунктов. Однако воз и ныне там…
Азербайджанское военное ведомство довело также до сведения российской стороны, что официальные названия азербайджанских населенных пунктов, упоминаемых в сообщении миротворческого контингента Российской Федерации от 27 ноября 2022 года, размещенного на официальной интернет-странице Минобороны РФ, как «Мардакерт» и «Мартуни», — Агдере и Ходжавенд соответственно.
Отметим, что армянская сторона все чаще говорит о том, что мандат российских миротворцев в Карабахе будет вечным. Между тем деятельность этих самых миротворцев на азербайджанской земле заставляет нас задуматься: нужны ли они нам были априори? Особенно учитывая тот факт, что к моменту их развертывания Азербайджанская армия наступала и громила остатки армянских ВС, а не наоборот, передает газета «Каспий».
Мандат миротворцев не будет продлен?
Российский политолог Андрей Кортунов в выпуске программы Новости Армении — NEWS.am «Фактор силы» заявил, что есть соглашение, которое предполагает сохранение этого присутствия еще в течение трех лет. «Мы не можем заранее сказать, что мандат миротворцев в Карабахе будет продлен», — небезоснований заметил Кортунов на вопрос армянских медийщиков.
Соглашение предполагает, что обе стороны конфликта поддерживают российское военное присутствие, однако если что-то изменится, то российские миротворцы вынуждены будут уйти. Вот об этом не нужно забывать армянским сепаратистам, воспринимающим присутствие миротворцев как гарантию перезапуска проекта «миацум», но уже под защитой российских миротворцев.
Именно поэтому мандат российских миротворцев на территории Карабаха не может быть продлен. Более того, азербайджанская сторона оставляет за собой право настаивать на досрочном выводе российских миротворцев со своей территории.
К тому же не прекращаются обстрелы позиций ВС Азербайджана, не только с территории самой Армении, но и с позиций армянских бандформирований, расположенных на территории, где временно размещен российский миротворческий контингент. А ведь согласно Трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, развертывание РМК должно было происходить одновременно с выводом из Карабаха армянских войск. Прошло уже два года, а армянские вооруженные формирования не только не были выведены, но чувствуют себя настолько уверенно, что под прикрытием миротворцев открывают огонь по азербайджанским позициям.
За последние дни в Баку уже и на официальном уровне озвучили весьма неприятные вопросы к деятельности РМК. И вот почему.
В августе текущего года в результате операции «Возмездие» под контроль ВС Азербайджана был возвращен ряд стратегических высот в Карабахе, в числе которых и Сарыбаба. Так вот на этой высоте было обнаружено противопехотное минное поле. Причем мины эти были произведены в Армении в 2021 году, то есть попали в Карабах уже после того, как миротворцы взяли под контроль Лачынский коридор.
Осмотреть минное поле, которое обезвредили азербайджанские саперы, пригласили также командующего РМК генерала Волкова. Получается, эти мины протащили через Лачынский коридор «под неусыпным оком» миротворцев, что противоречит правилам использования этого коридора. Учитывая, что у российских миротворцев в Карабахе не должно быть никакого тяжелого вооружения, выходит, что его везут армянским бандформированиям со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одним словом, российские миротворцы в Карабахе занимаются крышеванием сепаратистов. И уж коль скоро российские миротворцы, миссией которых является обеспечение мира, занимаются затягиванием установления этого самого мира в Карабахе, вряд ли Баку станет дожидаться 2025 года.
Пашинян саботирует мирный процесс
Как считает армянский активист, блогер, известный своими миротворческими инициативами Ишхан Вердян, «действия премьер-министра в рамках мирного процесса состоят из одних саботажей и при желании можно выстроить их в стройную цепочку — начиная от отказа работать с Азербайджаном по известным пяти пунктам, которые сам же Пашинян назвал приемлемыми, и заканчивая последними событиями».
Армянское политологическое сообщество считает, что Пашинян находится под сильнейшим давлением и вынужден подчиняться внешним силам, однако занимаемый им пост тоже обязывает его к некоторым конкретным шагам, не делать которые он не имеет права. Впрочем, это свидетельствует о его патологической некомпетентности.
К тому же говоря о том, что Армения не претендует на азербайджанские земли, Никол Пашинян одновременно продолжает финансировать остатки сепаратистского режима в Карабахе, что само по себе является грубейшим нарушением суверенитета Азербайджана. Вот и получается, что Никол Пашинян плохо представляет себе, где кончается юрисдикция Армении и начинается юрисдикция Азербайджана. Неслучайно, даже после сокрушительного военно-политического поражения, которое Азербайджан нанес Армении, Пашинян до сих пор продолжает считать, что в вопросе своих внутренних дел Азербайджан не имеет субъектности, и что Президент Азербайджана Ильхам Алиев вообще будет принимать во внимание его требования… Особенно если учитывать, что Ереван продолжает финансировать армянские сепаратистские войска в Карабахе.
Что же касается российских миротворцев, то, как считает Ишхан Вердян, «тут возможен только один вариант — либо мир, либо миротворцы, как бы смешно это ни звучало». Объясняет это армянский активист тем, что «наличие РМК наделяет так называемые «власти Карабаха» субъектностью в глазах Армении, а с этим мнимым субъектом Армения пока не может не считаться».
Стало быть, чтобы лишить сепаратистов мифической «субъектности», надо распрощаться с миротворцами.