Что на ужин, Нострадамус, или Пара слов о банальной аналитике

Аналитические прогнозы – дело неблагодарное. Будь то спорт, экономика, медицина и даже погода, несмотря на все новшества для ее распознавания. Риск попасть пальцем в дождливое небо, на котором, по прогнозу, должно сиять солнце, велик. Что до политических прогнозов, то здесь еще сложнее. Однако количество людей с упорством, достойным лучшего применения предсказывающих будущее, стабильно растет.

Я вовсе не намереваюсь подвергать остракизму аналитиков. Среди них немало специалистов в соответствующих сферах, неоднократно доказывавших умение профессионально сопоставлять события и факты, рассматривая их в определенном контексте. Если к этому добавляется еще и врожденное чутье, то такие эксперты представляют особую ценность. 

Но потуги универсальных «оракулов» вызывают умиление. Порой кажется, что они вольно интерпретировали совет, который Сталин как-то дал метеорологам. Он спросил, какова точность прогнозов. Сорок процентов, отрапортовали синоптики. «Так мало? – удивился Иосиф Виссарионович, – а вы говорите наоборот, и тогда будет 60 процентов точности». Такие ясновидящие либо целенаправленно, либо сами того не ведая используют незамысловатый алгоритм. Из множества вариантов составляется один, как правило самый немыслимый. Если он не материализуется, то что ж, это ведь всего лишь банальный прогноз. Без гарантий! Но если что-то совпадет, можно трубить о незаурядных аналитических способностях. Я подозреваю, что эту же тактику используют многочисленные маги-целители-ведьмы, завлекая в шарлатанские сети очередную доверчивую пташку. Как пела Пугачева, «устроены так люди, хотят все знать, что будет». Кстати, говорят, одной из самых первых реклам в истории была выбитая на камне информация о предсказателе-толкователе снов. Но мы предоставим Пугачеву античности, не будем связываться и со спортом, погодой, медициной и т.д. и т.п. Обратимся к политике. 

Движимый любопытством, я проштудировал труды политологов, аналитиков и конфликтологов, писавших об азербайджано-армянских отношениях и перспективах развития конфликта в период с начала 2018 по сентябрь 2020 года. Ну и воображение у людей, скажу я вам! Иногда создавалось впечатление, что за некоторых авторов (как местных, так и забугорных) пишет группа фантастов. Вариантов масса, от неизбежности постепенного признания Азербайджаном независимости «арцаха» и отказа от политики освобождения территорий и неотвратимости распада Азербайджана вслед за распадом «Российской империи» с переходом части территорий нашей страны «двум армянским государствам» до отсутствия у нынешнего руководства Азербайджана планов освобождать Карабах. 

Мечтать не запретишь. Пусть пишут, бумага все стерпит, хотя теперь правильнее говорить «экран все вынесет». Были, конечно, качественные аналитические работы, трезво представляющие подход Азербайджана, указывающие на уязвимость позиции Армении и даже допускающие готовность нашей страны применить силу для демонстрации неприемлемости статус-кво и оживления переговорного процесса. Но и в самых смелых прогнозах, за исключением парочки ура-патриотических, никто не осмеливался предположить, что Азербайджан добьется столь ошеломляющего успеха. Программой-максимум представлялось освобождение одного-двух населенных пунктов средней руки, после чего должно было последовать вмешательство внешних сил, причем Россия и Запад выступали в давно утраченной гармонии, требуя прекращения боевых действий и заставляя две страны сесть за стол переговоров.

Я не проводил построчный анализ всех прогнозов, но те, что попались на глаза, умещаются в вышеуказанный спектр. От предсказаний сокрушительного поражения Азербайджана и последующего распада страны до осторожного оптимизма на уровне успехов апреля 2016-го. Прогнозы, как уже указывалось выше, дело неблагодарное. Тем более, когда речь идет о боли потерь, обиде на вероломство, уязвленной национальной гордости, горечи от предательства, справедливой жажде мести, отчаянных надеждах и бесплодных ожиданиях. 30 лет эта смесь бурлила в нашем сознании, удерживаемая угасающей верой в мировое сообщество и возможность защитить свои права, не проливая крови. Мир был уверен – мы не осмелимся и не посмеем, мы не рискнем и не «смогем». Осмелились. Посмели. Смогли. Благодаря тем, кто, не задумываясь, рискнул жизнью. Низкий им поклон. Тем, кто жизнью пожертвовал – вечная память. Но не будем забывать о тех, кто создал – несмотря на тысячи преград – условия для того, чтобы патриотизм и самоотверженность наших солдат и офицеров принесли желаемый результат. В первую очередь – о Президенте. Он сплел эту замысловатую паутину, в которой подобно жирной навозной мухе увязло «высокоинтеллектуальное армянство», он составил этот атлас звездного неба, он подобрал надежный экипаж, с которым наша страна открыла новую для Азербайджана планету – Звезду Победы.

Последнее предложение слишком высокопарно? Ок, давайте попроще. Как бы не было приятно поставить на место еще совсем недавно лопавшихся от непомерного апломба и самомнения армян, какое бы удовольствие не доставляло лицезреть брызжущую ядовитой слюной немощной ненависти армянскую шваль, недооценивать их мы не имеем права. Именно недооценка ими нас сыграла немалую роль в их поражении. Да, в Армении было много дезертиров, в то время как у нас штурмовали военкоматы. Да, для многих армян война оказалась чужой, а наш народ был един. Но некоторые армяне сражались. Неважно, по какой причине – вера в сказку про кровожадных турок, нежелание понимать, что не удастся сохранить отнятое силой у соседей или синдром армянской исключительности. Важно другое – их самопожертвование оказалось напрасным, потому что Армения 21-го века не смогла самостоятельно сохранить систему, трансформирующую решимость граждан в результат, нужный стране.

Не менее важен другой, несправедливо обойденный вниманием аспект, имеющий прямое отношение к предмету статьи. Разница между Азербайджаном и Арменией была и остается не только в огневой мощи и численности армий, не только в размерах оборонных бюджетов. Она еще и в аналитических способностях соответствующих государственных структур. 

Азербайджан не только правильно истолковал расположение звезд (пандемия, выборы в США, холодок в отношениях России и Армении и т.д.), мы даже сумели немного подвинуть планеты в нужную сторону. Это дало возможность правильно ответить на очередную армянскую провокацию. Армяне свою часть с треском провалили, не сумев трезво проанализировать политическую, экономическую и военную составляющие соотношения сил. Мордобой в армянском парламенте (армяне будут утверждать, что это древняя национальная традиция – стимулировать законотворческую деятельность ударами тупых предметов друг о друга, к чему можно отнести тела армянских депутатов) крутится именно вокруг обвинений «а о чем вы думали – куда вы смотрели – разве вы не видели?». Неважно, что затмило армянам глаза, но у них не нашлось людей, способных дать объективный анализ положения в армии, настроений в обществе, внешнеполитических реалий и положения в стане противника. В своего противника, вернее, во врага Армения превратила Азербайджан, потребовав и захватив территорию, официально находившуюся в составе нашей страны. Это тоже к анализу, на этот раз к анализу первопричин, а то многие склонны забывать, с чего все началось в 80-х. Интересно, армянские «герои», глумившиеся в Интернете над реакцией Азербайджана на гибель наших офицеров в июле 2020-го, еще хихикают? Или кусают локти, харкая кровью? Думаю, второе. Наше горе и слезы многократным бумерангом ворвались в дома десятков тысяч армян.  Они восприняли события июля 2020 года с надменной издевкой, а ведь это для них был шанс понять расклад и искать компромисс за столом переговоров.   

Мы уже сетовали на незавидную долю политических аналитиков, которая стала еще более печальной в эпоху глобализации. Если раньше можно было ограничиться разбором центра картины, то сейчас приходится ломать голову над возможным воздействием периферийных деталей и даже узоров на рамке. Но и это не все. В ход событий вмешиваются элементы, на картине напрочь отсутствующие. 

Поверхностный пример: события в провинции Тиграй, что в Эфиопии, и Азербайджан. Большинство читателей пожмет плечами: где мы, где Эфиопия? Эфиопия соседствует с Сомали и имеет сложную историю взаимоотношений с этой страной, включая войну, активное участие в антитеррористических операциях и теплые (по крайней мере, в недалеком прошлом) отношения Эфиопии с самопровозглашенной республикой Сомалиленд на территории Сомали. Ладно, а разве Азербайджан связан с Сомали? Не очень, но братская Турция крайне активна – и экономически, и политически, и в гуманитарном плане – на востоке Африканского континента, омываемого Аденским заливом с одной стороны, и Индийским океаном – с другой. Затяжная война в Эфиопии и новый очаг напряженности в регионе может заставить соседей (Джибути и Кению) вывести войска из Сомали, где они обеспечивают безопасность в составе международных сил, противостоя Джамаат Аш Шабааб. Турции придется принимать потенциально непростое решение об усилении роли в поддержании стабильности, что потребует согласования с другими заинтересованными сторонами, в том числе с Африканским Союзом, США, ЕС. Со странами Движения неприсоединения, в котором Азербайджан председательствует. Россия пару-тройку лет назад вдруг ошарашила интересом к военному сотрудничеству с Сомалилендом. Эта тема мелькнула и враз исчезла, но ее появление преследовало какие-то цели. Продолжать или уже запутались? А, запутались. Немудрено, сам черт ногу сломит. Повторю, это лишь пример, когда приведенную логическую цепь можно аргументированно оспорить.  

Траекторию звезд, о которых я упоминал выше, было сложно просчитать и еще более сложно скорректировать. Нам удалось. Но процесс перманентен, и каждая из звезд на своей орбите. Просто так, по доброте душевной (есть ли в астрономии понятие «душа звезды»?) лишних движений звезды не делают. Меня озадачивает наша реакция на поведение международных партнеров. Кто-то действительно ждет, что эти страны начнут действовать в интересах Азербайджана? При всем уважении к России, кто верит, что она заинтересована в скорейшем решении спорных вопросов? Я далек от мысли представлять россиян злодеями, но если вопрос будет исчерпан, они лишатся действенного механизма влияния на обе страны, пусть даже у нас после победы в прошлом году и в силу особых отношений с Турцией чуть больше вариантов для «танго» с Кремлем. Россия перестала слепо потакать армянам и блюдет собственные интересы – уже прогресс.

Иран. В силу целого ряда нюансов конфликт между армянами и азербайджанцами дает ему дополнительное пространство для позиционирования. Чистый бизнес, ничего личного, хотя понять, где кончается одно и начинается другое, непросто.

А большой друг армянского народа Макрон? Ну вы же не верите, что он радеет за сирых и убогих армян, у которых после прихода Никола ни кола и ни двора. Нет, конечно. Он учитывает влияние армянского лобби (выборы!) и частично проецирует на нас отношение к Турции и ее лидеру, зная, насколько мы близки. Плюс Алиев не слишком устраивает. Ну не желает делать то, что ему говорят! Разговоры о международном праве, уставе ООН и справедливости  – проповедь Антона Падуанского рыбам, но в отличие от легендарных событий в Римини, нынешние водные позвоночные на проповеди не ведутся. 

Сухой остаток – анализируйте на здоровье, будь то Афганистан, даже если никогда не интересовались им ранее, или коронавирус, даже если познания в медицине ограничены игрой с детским фонендоскопом, или футбол, даже если лучший результат – пятое место в турнире, да и то в видеоигре. Прогнозируйте, дерзайте, но при всей свободе творчества и важности нешаблонного мышления не теряйте полностью связь с грешной землей и ее не менее грешными реалиями. И улыбнитесь напоследок: маленький Нострадамус (вот кто был бы очень востребован в качестве аналитика) приходит домой и спрашивает мать, что на обед. Давно знакомая с суперспособностями сына, та отвечает с плохо скрытым раздражением «А то ты, негодяй маленький, сам не знаешь!».

Эмин Галалы публицист Caliber.Az

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ