Бенефис марионетки

Внешнюю политику Армении сложно воспринимать всерьез, а речи ее премьера достойны стать украшением выпусков «Cоmedy club». Ни на что большее они претендовать не могут. Выступление на экономическом форуме во Владивостоке премьер-министра Армении превратилось в настоящий театр одного актера, а некоторые заявления Пашиняна вообще заставляют усомниться хоть в каком-то здравомыслие политики Еревана. Во всяком случае признаки слабоумия в ней явно преобладают.

Речь Пашиняна на пленарной сессии Восточного экономического форума отличалась целым рядом занятных сентенций, позволяющих сделать вывод, насколько в целом нелеп и аморфен внешнеполитический курс Армении. В течение всего своего выступления Пашинян беспрестанно благодарил Россию за все, что только можно: за поддержку политики Армении, за экономическую помощь и благополучие страны, за миротворческое посредничество в Карабахе. Не поблагодарил разве что за утверждение образа царя Тиграна в мировой истории и Википедии, по всем остальным направлениям и сферам, как выясняется, Армения во всем обязана России. Более того, как следует из речи Пашиняна, свою политику Армения также планирует координировать «с помощью России».

А ведь вроде бы совсем недавно маэстро Пашинян был крайне недоволен ролью России в мирном урегулировании на Южном Кавказе и вообще ставил под сомнение целесообразность миссии российских миротворцев. Более того, он ясно дал понять, что армянские власти не устраивает отношение Москвы к Еревану как к своему союзнику во многих направлениях. И вдруг такое вот прозрение.

Как-то совсем подзабыл Пашинян, да и, впрочем, сидящий с ним рядом на панельном заседании форума президент России, что в середине июля посетил Ереван самый нежеланный для Москвы гость — глава ЦРУ Уильям Бёрнс, и что в момент горячечной речи Пашиняна где-то в Вашингтоне министр обороны Папикян проводил переговоры с представителями оборонки США. И говорили там наверняка о чем-то важном, не только о погоде и покупке сувениров на Брайтон-бич.

Лебезил перед Путиным Пашинян все время, пока шел форум. Он, похоже, погружался в какое-то неземное блаженство от того, что президент России называл его на «ты» и «Никол». В этом, очевидно, виделось ему приобщение к сонму близких Путину персон, к некому величию Кремля. Для провинциального политика из Иджевана это, несомненно, был некий «звездный час». Хотя явно не от слишком большого ума. Потому что еще совсем недавно присутствовал Пашинян на встрече в Брюсселе, где обсуждал с главой Евросовета Шарлем Мишелем и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым проект мирного договора и другие важные аспекты налаживания диалога между Баку и Ереваном. И именно там, пожалуй, и состоялся настоящий «звездный час» Пашиняна, та самая возможность хоть на пару часов примерить на себя лавры европейского политика и настоящего, а не липового миротворца. Но, увы, не удалось.

И своими заявлениями о «нерешенном вопросе статуса» и разном видении «формулы мира» на форуме во Владивостоке Пашинян, по сути, поставил под вопрос и отношение к нему и в Брюсселе, и в Баку как к здравомыслящему политику. Больше двух лет ЕС и Азербайджан нянчились с его персоной, а в итоге Пашинян своими заявлениями сам ставит крест на той позитивной работе, что была сделана за это время, дав понять, что для Еревана «всё не так и всё не то». Как теперь будет относиться к такому угодливо прогибающемуся под любую политическую силу Пашиняну тот же Шарль Мишель, сказать сложно. Наверняка, если руку и пожмет, то с брезгливой гримасой на лице.

Можно ли считать Пашиняна серьезным, самостоятельным политиком или он просто политическая марионетка, открывающая рот по заказу какого-то центра – несомненно, задались вопросом многие политики, из тех, кому удалось понаблюдать за выступлением Пашиняна на форуме во Владивостоке.

Чего стоит одна только фраза, которую выдал премьер: «Армения надеется на нормализацию отношений с Турцией при поддержке России».

Собственно, такое заявление говорит о том, что Армения, по сути, не является государством с суверенной политикой и перечеркивает все то, что уже удалось обсудить и о чем удалось договориться Еревану и Анкаре. Причем такие переговоры, как помним, вели Турция и Армения весьма интенсивно на уровне внешнеполитических ведомств, закрепив их и общением по телефону Эрдогана и Пашиняна. И вот теперь, стало быть, Пашинян предлагает отправить все это коту под хвост и начать диалог в трехстороннем формате – с помощью Москвы? Между тем такие заявление понижают статус доверия лидеров стран к политике Еревана, который, как выясняется, в один момент готов переформатировать все, что было обсуждено и наработано. И бросить к ногам своего суверена.

Ясно как минимум одно: Азербайджан должен быть готов к самым разным пируэтам куклы-марионетки в премьерском колпаке и самому занять место режиссера этого театра кукол, если Ереван будет по-прежнему торпедировать диалог.

Caliber.Az

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ