Бакинская конференция 1919 года: как Армения лишила регион шанса на мир

В период существования первых республик Азербайджана и Армении – в 1918-1920 годах – в отношениях обоих государств, фактически находившихся друг с другом в состоянии военного конфликта, произошел ряд событий, которые предоставляли исторический шанс для преодоления вражды. Одним из них была состоявшаяся в Баку 102 года назад – с 14 по 21 декабря 1919 года – Армяно-Азербайджанская мирная конференция.

Ей предшествовали месяцы кровопролитного противостояния, причиной которого были претензии Армянской Республики, созданной под давлением могущественных внешних сил на исторической территории Азербайджана – в Иреване и его окрестностях, – на Зангезур, Нахчыван и Карабах. С целью завоевания этих азербайджанских областей Армянская Республика развернула военную агрессию против Азербайджанской Демократической Республики (АДР), сопровождавшуюся планомерным истреблением тюрко-мусульманского населения.

Уже летом 1918 года, буквально спустя считанные дни после провозглашения независимых республик Азербайджана и Армении, возглавляемые Андраником Озаняном военные соединения армян осуществили целый ряд нападений на Карабах и Зангезур. Как свидетельствуют документы созданной правительством Азербайджана Чрезвычайной следственной комиссии, только в одном Зангезурском уезде армянские войска в конце лета и осенью 1918 года уничтожили 115 мусульманских селений, убили и ранили свыше 10 000 человек, изгнали со своих земель почти 50 000 азербайджанцев. В Карабахе же к концу 1918 года было уничтожено около 150 мусульманских селений, значительная часть населения которых также была истреблена, разграблена, лишена права жить на собственной земле.

Премьер-министр Азербайджана Фатали Хан Хойский в своем выступлении на чрезвычайном заседании парламента Азербайджана 20 декабря 1918 года так охарактеризовал цель армянских агрессоров: “Очистить Зангезурский и Шушинский уезды от мусульманского населения и оторвать эти куски от живого тела Азербайджана”.

Фатали Хан Хойский, премьер-министр Азербайджана с мая 1918 по апрель 1919 г., министр иностранных дел в конце 1919 – начале 1920 г.

Азербайджанское правительство приняло решительные меры для защиты территориальной целостности государства. Наиболее значимой из них стало создание Карабахского генерал-губернаторства, зона ответственности которого охватила и Зангезур. Этот орган возглавил один из влиятельных политических деятелей республики – Хосров бек Султанов. Во многом благодаря его усилиям азербайджанская армия уже к апрелю 1919 года вытеснила с территории страны армянские вооруженные формирования во главе с Андраником.

Хосров бек Султанов, генерал-губернатор Карабаха

Тем не менее, Армения не отказалась от своих агрессивных планов. В начале мая 1919 года командующий британскими войсками на Южном Кавказе генерал Уильям Томсон на основе рапортов полковника Шательворта и майора Монк-Мэссона о положении в Карабахе и Зангезуре выразил убежденность в том, что правопорядок в регионе нарушается по вине представителей правительства Армении, которые подстрекают армянское население к неповиновению властям Азербайджана.

После того, как в августе 1918 года британские войска, представлявшие блок Антанту – победительницу Первой мировой войны, покинули регион, Армения развернула новый виток военной агрессии против Азербайджана. В начале октября 1919 года армянские вооруженные формирования стерли с лица земли 110 азербайджанских селений в Зангезуре. Их дальнейшее продвижение удалось остановить лишь в результате контрнаступательных мер азербайджанских войск под командованием генерал-майора Джавад бека Шихлинского.

В относительной стабилизации ситуации свою роль сыграла и позиция западных держав – США и Великобритании. Их представители на Кавказе – полковник американской армии Джеймс Рей и британский дипломат Оливер Уордроп – не только выразили свою обеспокоенность в связи с обострением армяно-азербайджанского конфликта, но и предупредили, что обе стороны, если не прекратят боевых действий, пострадают на Парижской мирной конференции, рассматривающей вопрос их международного признания.

Оливер Уордроп, британский дипломат

Так возникла идея проведения в Тифлисе конференции для мирного урегулирования противостояния между Арменией и Азербайджаном. Показательно, что в тот момент, когда Армения выразила свою готовность к переговорам с Азербайджаном, ее войска, возглавляемые Гарегином Нжде, уничтожали азербайджанские деревни Мегри и Гафана. Часть их населения была истреблена, другая – изгнана со своей земли.

Военные преступления Армении были столь очевидны и вопиющи, что их вынуждены были признать и внешние силы. 16 ноября 1919 года британский диппредставитель на Южном Кавказе Оливер Уордроп сообщал в своей телеграмме в Лондон о том, что армяне, проявляя исключительную жестокость к азербайджанцам, изгнали тысячи мусульман из своих домов.

Спустя несколько дней главы правительств Азербайджана и Армении – Насиб бек Усуббеков и Александр Хатисов – встретились в Тифлисе при посредническом участии американского полковника Рея и министра иностранных дел Грузии Евгения Гегечкори. Переговоры завершились подписанием 23 ноября мирного соглашения, согласно которому стороны обязались прекратить вооруженные столкновения, принять меры для улучшения движения и открытия дорог в Зангезуре, решить все спорные вопросы, включая вопрос о границах, мирным путем.

Насиб бек Усуббеков (сидит в центре) и его правительство. Декабрь 1919

Азербайджан незамедлительно приступил к реализации данного соглашения и вывел свои военные части из Зангезура. Однако Армения не отвела свои войска, грубо нарушив тем самым достигнутые договоренности. Более того, как сообщал находившийся в это время в Баку британский военный корреспондент Роберт Скотланд-Лидделл, “армяне, пользуясь отходом азербайджанских войск, предательски напали на мусульман в Зангезуре, где разрушили до сорока мусульманских селений”.

Премьер-министр Азербайджана Насиб бек Усуббеков в телеграмме от 8 декабря 1919 года на имя Верховного комиссара союзных держав на Южном Кавказе американского полковника Уильяма Гаскеля призвал направить в Зангезурский уезд комиссию в составе офицеров армии США для изъятия у армянских банд орудий и пулеметов. В противном случае, предупреждал он, азербайджанское правительство примет “конкретные меры, могущие заставить виновников анархии осознать необходимость соблюдать мирные принципы сосуществования в Зангезуре”.

В ответной телеграмме от 11 декабря 1919 года Гаскель сообщил о передаче отправленной Усуббековым телеграммы руководству Армении с добавлением о том, что если высказанные премьер-министром Азербайджана “обвинения  после расследования подтвердятся, то это будет самый сильный удар для будущности Армении”.

С целью урегулирования ситуации все вовлеченные в нее стороны договорились о проведении мирной конференции между Азербайджаном и Арменией. Она открылась 14 декабря в Баку и продлилась целую неделю. Армяно-Азербайджанская мирная конференция не ознаменовалась достижением согласия в связи с территориальными проблемами, уточнением межгосударственных границ. Но ее результатом стало подтверждение положения ноябрьского соглашения о мирном урегулировании спорных вопросов. Это решение соответствовало духу и цели конференции, одной из примечательных особенностей которой стало отстаивание азербайджанской стороной идеи конфедерации стран Южного Кавказа.

Казалось бы, подтверждение на Бакинской конференции принятого ранее в Тифлисе решения урегулировать конфликт исключительно мирным путем откроет мирную страницу во взаимоотношениях Азербайджана и Армении. Однако последняя сразу по окончании Армяно-Азербайджанской мирной конференции вновь вероломно нарушила достигнутые договоренности, перечеркнув историческую возможность преодоления кровавого конфликта.

В конце 1919-го – начале 1920 года регулярные войска Армении прошли через Зангезур в Карабах, уничтожая на своем пути все азербайджанские селения. 17 января 1920 года министр иностранных дел Азербайджана Фатали Хан Хойский направил Верховному комиссару союзных держав полковнику Гаскелю ноту, в которой, в частности, говорилось: “Мое правительство, побуждаемое желанием прекратить кровопролитие в Зангезуре, а также советами, данными Вашим заместителем полковником Реем и британским верховным комиссаром О.Уордропом, предписало карабахскому генерал-губернатору не предпринимать военных действий против регулярных армянских воинских частей, посланных армянским правительством для поддержания армян, вовлеченных в восстание против властей Азербайджанской Республики. После состоявшегося соглашения 23 ноября 1919 г. между главами правительств Азербайджана и Армении азербайджанское правительство отозвало все свои войска из Зангезура для устранения возможности применения оружия против армян, при этом было уверено, что армянское правительство во исполнение соглашения от 23 ноября 1919 г., в свою очередь, отзовет свои войска из Зангезура и примет меры к прекращению уничтожения армянами мусульманских селений. К сожалению, армянское правительство не только не отозвало свои воинские части из Зангезура, но, напротив, и после состоявшегося соглашения от 23 ноября 1919 г. продолжало, как нам сообщают, пополнять свои регулярные воинские части, находящиеся в Зангезуре, посылать снаряды и патроны и систематически уничтожать мусульманские селения, очищая Зангезурский уезд от мусульманского населения. Кроме того, армянские воинские части выполняют возложенную на них задачу – уничтожить мусульманские селения, отделяющие армянские селения Шушинского и Джебраильского уездов от армянских селений Зангезурского уезда. Моим правительством получены сведения, что после соглашения до сего времени армянами уничтожено в Зангезурском уезде около 40 мусульманских селений…”

Совершение Арменией новых агрессивных действий против Азербайджана подтвердил и Оливер Уордроп, который сообщал 28 января 1920 года: “Продолжают поступать сообщения об армянской агрессии в Зангезуре, что усиливает недовольство населения правительством Азербайджана, требующего принятия правительством незамедлительных мер». Британский дипломат проинформировал свое руководство и о посещении им Армянской Республики: “Главной целью моего визита в Эриван было оказать давление на армянского премьера, чтобы вывести регулярные войска и артиллерию из Зангезура и наказать виновных. Я уже телеграфировал Его Превосходительству, что, если армянское правительство не прекратит агрессию, я буду вынужден рекомендовать правительству Его Величества не оказывать им помощи”.

Однако Армения, не прислушиваясь к требованиям о мире, лишь наращивала масштабы своей агрессии. В конце марта 1920 года армянским войскам удалось установить свой контроль над ключевыми пунктами в горной части Карабаха, включая Аскеран, Ханкенди, Ходжалы. Правительство АДР приняло судьбоносное решение – для пресечения армянской агрессии в Карабах были переброшены основные военные силы государства.

К концу апреля 1920 года азербайджанские войска под командованием генерал-майора Габиб бека Салимова освободили Карабах от армянского военного присутствия. Однако у АДР не хватило времени освободить от агрессоров западную часть Зангезура.

Генерал Габиб бек Салимов​

28 апреля на штыках ХI Красной армии РСФСР в Азербайджане была установлена Советская власть. Вскоре, после советизации Армении, большевистский режим оформил отторжение западной части Зангезура от Азербайджана и передачу этой территории в состав Армянской ССР. Так, через военные преступления армянских агрессоров, вероломные нарушения Арменией мирных соглашений, неправомерные и несправедливые политические решения большевистского руководства история исконно азербайджанского Зангезура пошла по совсем другому пути.

Натиг Назимоглу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ