Бахтиер Эргашев: Тюркский мир объединяется не ради противопоставления себя другим — ИНТЕРВЬЮ ИЗ ТАШКЕНТА
В Самарканде 11 ноября прошел саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Его темой была объявлена «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию». В преддверии форума многие аналитики, в числе которых российский эксперт по Турции Иван Стародубцев не исключил, что будут «прорывы на пути превращения ОТГ не только в экономический, но и в военно-политический союз».
В свою очередь руководитель Коммуникационной группы «Влияние», российский политолог Никита Донцов в своем комментарии для канала «Дежурный по СНГ» по поводу саммита Организации тюркских государств отметил, что «если у ОТГ появятся военные интересы, то она станет для России вызовом и России придется определиться».
Кстати говоря, в своем выступлении на саммите Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что тюркский мир — это большая семья: «Учитывая национальные интересы друг друга, мы должны и впредь оказывать взаимную поддержку и проявлять солидарность». И, как подчеркнул глава азербайджанского государства, «наряду с политической, экономической, торговой, культурной, транспортной, энергетической, сельскохозяйственной, туристической сферами, сектором цифровой трансформации, мы также должны активизировать наше сотрудничество в таких областях, как безопасность, оборона, оборонная промышленность».
Сегодня своим оперативным комментарием по саммиту в Самарканде в беседе с Oxu.Az делится известный политолог из Узбекистана, директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиер Эргашев:
— Трансформация Совета сотрудничества тюркоязычных государств в структуру под названием Организация тюркских государств стала очень серьезным явлением в нашем турбулентном мире. Снижается роль прежних глобальных и региональных структур, появляются новые союзы, блоки и альянсы. В частности, AUKUS (трехсторонний оборонный альянс, созданный Австралией, Великобританией и США — ред.).
Появление Организации тюркских государств — это пример того, как в современном мире появляются новые силы. Прежний Совет сотрудничества тюркоязычных государств был достаточно слаб, не было серьезного углубления экономических связей, внешней торговли, реализации крупных транспортно-коммуникационных проектов, формирования общего инвестиционного пространства. В итоге было принято решение сформировать организацию, которая должна быть жестко ориентирована на решение блока экономических вопросов.
Первый шаг — это принятое на саммите в Самарканде решение о создании инвестиционного фонда. Сейчас идут серьезные переговоры о создании Банка развития ОТГ. Практические меры по формированию институтов и структур, которые должны работать на усиление экономического, технологического, инвестиционного сотрудничества — это главный приоритет Организации тюркских государств.
Что же касается переформатирования ОТК в военно-политический альянс, то здесь все сложнее. Взять, к примеру, Узбекистан. В концепции внешней политики нашей страны заложен принцип неучастия ни в одном военно-политическом блоке. Поэтому, к примеру, мы не входим в ОДКБ.
Но вот сотрудничество в области обороны и безопасности однозначно возможно. Как мне представляется, уже сделаны шаги в этом направлении, в частности, между Турцией и Азербайджаном. Вполне возможно, и даже необходимо налаживание взаимодействия в сфере разработки и производства определенных видов вооружений между странами, входящими в ОТГ.
— Почему, на ваш взгляд, еще до саммита в Самарканде российские эксперты с опасением говорили о возможности превращения ОТГ в военно-политический союз? У России же неплохие отношения с Турцией, Азербайджаном, тюркскими странами Центральной Азии…
— Среди российских экспертов есть определенные группы, которые очень настороженно относятся к Турции, к идее тюркского объединения. Они по этим темам защищают диссертации, делают себе имя, утверждают, что тюркский мир во главе с Турцией способен доставить проблемы для России и уменьшить ее влияние. Эти эксперты имеют возможность излагать свои мысли, давать свои нарративы. Но ведь тюркский мир объединяется не ради противопоставления себя другим. Наша задача в том, чтобы стать более развитыми, прежде всего в экономическом, политическом и социальном плане.
Наир Алиев