Азербайджан уверенно, хотя и постепенно, получает то, что хочет — ИНТЕРВЬЮ С КЕРИМОМ ХАСОМ

18 мая, как и ожидалось, Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в НАТО. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил, что рассчитывает на «быстрые шаги» по оформлению их членства. В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал страны НАТО уважать озабоченность страны в отношении Швеции и Финляндии. А затем появилась новость, что Турция заблокировала начало переговоров о вступлении в альянс Финляндии и Швеции.

Как сообщила газета Sabah, Турция планирует передать Финляндии и Швеции манифест с условиями для вступления этих стран в НАТО, в котором перечислены десять требований. Только при их выполнении Анкара не будет препятствовать участию этих двух стран в альянсе.

Анкара, по данным турецких СМИ, настаивает на уточнении позиции Хельсинки и Стокгольма по Рабочей партии Курдистана (РПК), которую считает террористической организацией, требует прекратить поддержку курдских формирований под предлогом борьбы с «Исламским государством», экстрадировать террористов и так далее.

Днем ранее агентство Bloomberg опубликовало свою версию требований Турции, которая взамен на одобрение вхождения Швеции и Финляндии в НАТО настаивает на возвращении в проект создания истребителей F-35 и снятии санкций за покупку российских комплексов С-400. При этом есть совпадающие с публикацией Sabah пункты, касающиеся признания Рабочей партии Курдистана (РПК) террористической организацией.

Комментируя завязавшуюся геополитическую интригу, турецкий политолог, кандидат политических наук, эксперт в области международных и турецко-российских отношений Керим Хас в беседе с Oxu.Az прежде всего отметил, что идея Стокгольма и Хельсинки о присоединении к НАТО — ошибочное внешнеполитическое решение, которое только добавило напряжения в мире:

— А сейчас мы видим торг Турции с Западом. Я практически убежден, что на каком-то этапе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган одобрит заявки финнов и шведов. Анкара хочет начать переговоры и первым делом добиться того, чтобы Финляндия и Швеция отменили свой неофициальный запрет на поставки различных компонентов для военно-промышленного комплекса Турции. Это неафишируемое эмбарго было введено после турецкой операции «Источник мира» в Сирии в октябре 2019 года.

Что же до курдских представителей в Швеции и Финляндии, сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК), по которым Турция тоже выдвинула условия, то эти люди живут (в основном в Швеции) много лет, с начала 70-х годов прошлого века. В целом же курдская диаспора проживает во многих странах Европы, в том числе и в России. Евросоюз и США признают Рабочую партию Курдистана террористической организацией.

У меня ощущение, что в России даже больше представителей и сторонников РПК, чем в Швеции. И хотя РФ не признает Рабочую партию Курдистана террористической организацией, Турция не выдвигает никаких требований к Москве. Так что претензии Анкары к Швеции — это повод для начала торга.

Турцию больше всего волнуют отношения с администрацией США. Реджеп Тайип Эрдоган за полтора года нахождения в Белом доме президента Джозефа Байдена так и не смог с ним встретиться в Вашингтоне.

Второй важный вопрос — это проект многофункциональных истребителей-бомбардировщиков F-35, из которого США исключили Турцию. Произошло это после покупки турецкой стороной у России зенитно-ракетного комплекса С-400. Анкара хочет вернуться в этот общий проект с США и другими западными странами.

Третий момент — модернизация уже имеющихся у Турции самолетов F-16 и покупка еще около 40 новых истребителей.

Именно эти пункты в большей степени интересуют Анкару, и именно они будут обсуждаться на переговорах с США и НАТО. Так что еще раз повторюсь, претензии к Швеции и Финляндии — это повод для начала торга.

Кроме того, президент Эрдоган своим отказом видеть в НАТО Швецию и Финляндию без каких-либо дополнительных затрат послал хорошие сигналы Москве. Это очень выгодная позиция. Сейчас Анкара и Москва, находящаяся под санкциями, сотрудничают друг с другом в экономическом плане. В Турцию привлекаются российские инвестиции, ведь сюда приезжают российские олигархи.

Кроме того, Турция переориентируется на российский рынок, который покинуло много западных компаний, турецкие компании получают льготные условия. С прагматической точки зрения это очень выгодно.

Нынешняя ситуация позволяет турецким властям влиять и на внутреннюю аудиторию. Люди видят, что Реджеп Тайип Эрдоган противостоит несправедливым требованиям ведущих западных стран. А в Турции в 2023 году пройдут всеобщие выборы (есть версия, что возможны даже досрочные выборы), и такое поведение идет «в копилку» президента Турции.

Эрдоган показывает, что борется с Рабочей партией Курдистана даже на международной арене, а это вызывает у турецкого общества только положительные эмоции. Так что для меня было бы большим сюрпризом, если турецкие власти не воспользовались этим шансом и не сделали заявление против вступления Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс. Эрдоган фактически одним выстрелом убивает даже не двух, а трех зайцев.

— Давайте поговорим о взаимоотношениях США и Турции через призму Греции. Афины сразу поддержали стремление Стокгольма и Хельсинки стать членами НАТО. Кроме того, премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис на этой неделе побывал в США, встретился с Джо Байденом, выступил перед обеими палатами Конгресса, обвинил Анкару в создании проблем для НАТО и назвал Турцию главной угрозой безопасности в Восточном Средиземноморье. Очевидно, что это был показательный визит и показательные заявления, которые в Анкаре вряд ли не остались незамеченными…

— Если говорить о НАТО, то я еще раз скажу, что процесс приема длится несколько месяцев, и Турция в итоге даст свое согласие на вступление Финляндии и Швеции в альянс.

Но я согласен с тем, что отношение нынешней администрации Белого дома к Турции и турецкому лидеру, мягко говоря, достаточно настороженное. Джо Байден — это не Дональд Трамп, которому Реджеп Тайип Эрдоган мог позвонить в любое время и сколько угодно раз.

Обратите внимание на то, что нынешний президент США после начала войны в Украине десятки раз встречался и созванивался с европейскими лидерами. А с Эрдоганом провел, если не ошибаюсь, всего один телефонный разговор.

У Джо Байдена свое отношение к Реджепу Тайипу Эрдогану, между ними, как принято говорить, нет «химии». Но я не согласен с тем, что США не считаются с Турцией. Личные отношения — это одно, а геополитические и межгосударственные интересы — совсем другое. Турция — это очень важный игрок в регионе. Даже по украинской проблематике Реджеп Тайип Эрдоган поддерживает позицию Запада.

— Хорошо, а почему Джо Байден невзлюбил Реджепа Тайипа Эрдогана, если так можно сказать?

— Антипатия Байдена к Эрдогану — это давняя история. Во время правления Барака Обамы Байден был вице-президентом, и уже тогда он делал жесткие заявления в отношении руководителя Турции. Позже, перед президентскими выборами в США, когда Байден был кандидатом в президенты, он открыто призывал поддержать политических противников Реджепа Тайипа Эрдогана, называл его автократом.

Как мне кажется, причина в том, что Джо Байден считает себя лидером, продвигающим демократию во всем мире. Это пожилой человек, ему кажется, что он лидер «свободного мира», что, на мой взгляд, не соответствует истине. Эрдоган не подходит под байденовское видение мира. Вспомните, что в конце прошлого года США организовали какой-то Саммит за демократию. Турцию не пригласили (Армения была приглашена — ред.).

После своего избрания Байден позвонил Эрдогану только через три месяца — 23 апреля 2021 года. А на следующий день президент Джо Байден в своем выступлении произнес фразу «геноцид армян».

Но еще раз скажу — это личный вопрос. В целом в США прекрасно понимают значение Турции. Западу нужна поддержка Турции и по Черноморскому региону, и по поставкам вооружений в Украину и т.д.

— И последний вопрос — Азербайджан. Мы же в центре противостояния чуть ли не «всех против всех», если цитировать философа Томаса Гоббса…

— Вот как раз Азербайджан сейчас на самом деле ведет очень успешную политику. Вы являетесь страной-победителем в войне 2020 года. И Баку не рисковал своими отношениями с Россией, освобождая оккупированные территории. При этом Азербайджан получил максимальную политическую поддержку от Турции.

Кроме того, Азербайджан развивает свои военно-политические отношения с Западом, с помощью Турции, конечно же. Это дает вам дополнительную силу. Но и Россия пересматривает свои отношения с Азербайджаном, сейчас они со знаком «плюс». Президент Ильхам Алиев успешно маневрирует, и Азербайджан добивается своих целей.

Если говорить об армяно-азербайджанском урегулировании, то, настаивая на своих требованиях и оказывая давление на Армению с разных сторон, Азербайджан уверенно, хотя и постепенно, получает то, что хочет.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ