Азербайджан укрепляет экономическую мощь и своё геополитическое положение в регионе

В мире современной геополитики, который больше не управляется единообразно воспринимаемыми догматическими клише, нет недостатка в старых и уникальных новых играх, затуманивающих умы политиков по всему миру. Азербайджан, по-своему, со всеми сопутствующими наложенными на него ограничениями и регулярно всплывающими возможностями, которые непрестанно таятся, ожидая, что ими воспользуются проницательные игроки, продолжает культивировать свою позицию, дополняя ее заранее подготовленными аварийными рефлексами.

Превью-интервью с Патриком Уолшом, ирландским историком

У меня была долгая, наводящая на размышления и очень живая беседа с доктором Патриком Уолшем. Это выдающийся ирландский историк, в интервью с которым мы размышляли над множеством вопросов, в частности касающихся Азербайджана. Стенограмма будет опубликована на сайте “Azernews” вместе с видео на следующей неделе. Сегодня я просто остановлюсь на некоторых обсуждаемых в нем моментах, которые уважаемый читатель может счесть превью к полному интервью.

Перекалибровка: энергетика

Первая тема, на которой следует остановиться, – это искусство государственного управления Президента Ильхама Алиева перед лицом украинского кризиса. Зыбучие пески евразийского геополитического пространства накануне и во время украинского кризиса породили риски для всех вовлеченных акторов, включая Азербайджан. По мнению доктора Уолша, для Баку было необходимо сохранить успехи, завоеванные во время Второй карабахской войны и которые не подвергались бы даже отдаленной опасности.

Энергетика стала тем фокусом, в отношении которого Президент Ильхам Алиев показал свою проницательность. Два момента в подписанной 22 февраля Московской декларации являются ключевыми. Во-первых, объемы экспорта энергоресурсов из Баку и Москвы в Европу несопоставимы и поэтому любая конкуренция является искусственной. Во-вторых, более политически ориентированный пункт требует, чтобы Азербайджан не конкурировал с Россией даже в тех областях, где небольшие объемы могли бы иметь значение. Некоторые западные комментаторы оценили это как удар по надеждам Европы, связанным с ролью Азербайджана в качестве спасителя. 

Тем не менее, истина лежит гораздо глубже. Баку знает свои сильные стороны, и объемы, которые он может предоставить, невелики. Подписанный с ЕС Меморандум о взаимопонимании в энергетике предусматривает увеличение поставок газа с 10 до 20 миллиардов кубометров к 2027 году. Каким бы ограниченным ни был такой объем для ЕС в целом, тем не менее он имеет значение для Юго-Восточной Европы.

Доктор Патрик Уолш разделяет мнение автора о том, что обстоятельства, полные сложностей и возможностей, позволили Президенту Ильхаму Алиеву максимизировать критическую массу, которую Баку удалось набрать на протяжении многих лет, используя этот рычаг с быстрой маневренностью.

По его словам, когда европейцы говорят, что эта недавно заключенная газовая сделка является преобразующим событием, это не совсем так. Баку помогает ЕС, и это дает ему право на краткосрочное влияние. При этом он спасает Брюссель в трудную минуту, когда важен каждый миллиард кубометров. Для обеспечения энергетического влияния Баку необходимы большие инвестиции, поскольку 4 процента никогда не заменят 45 процентов. 

Азербайджан в контексте ближайших соседей

Что касается более широкого вопроса о роли Азербайджана в контексте общего баланса на Южном Кавказе, лучший метод оценки – сравнение с соседями.

Армения, например, в силу своей территориальной экспансии или ненасытного нездорового стремления к этому превратилась в недееспособное государство, пренебрегающее собственной эволюцией и попадающее в жуткую зависимость от Москвы. Из-за этой политики некоторые граждане Армении вынуждены обращаться за российскими паспортами. Возникает вопрос, чего стоит якобы обретенная после распада Советского Союза независимость.

Грузия же сначала пошла по азербайджанскому пути, однако затем допустила просчет. В 2008 году в Тбилиси предполагали, что НАТО придет на помощь во время российско-грузинской войны, однако особой поддержки Грузия не получила. 

Украина является еще одним примером. Страна де-факто потеряла 20 процентов своей территории и погрязла в хаос, несмотря на существенную помощь Запада в виде боеприпасов и дипломатической поддержки.

Вопрос “в чём заключается успех Азербайджана?” надо твердо осмыслить в сравнении с вышеприведенными примерами. Мудрая и сбалансированная политика Баку принесла свои плоды. Азербайджан восстановил свою территориальную целостность, страна укрепляет экономическую мощь и своё геополитическое положение в регионе, на равных ведёт переговоры с более могущественными странами, формируя жизненно важные отношения.

Когда я напомнил моему уважаемому собеседнику о заявлении Сванте Корнелла в Шуше, о том, что “если Южный Кавказ будет консолидирован в виде единой силы, то только Азербайджан мог бы возглавить этот процесс”, знаменитый ирландец поддержал моё мнение. Доктор Уолш считает, что во время Второй карабахской войны Азербайджан получил определенные геополитические рычаги воздействия на Россию, укрепив свое геополитическое положение и экономическую мощь, заставив Кремль больше считаться с Баку.

Правда в том, что “потеря Азербайджана как доброго соседа для России хуже, чем потеря Армении”, что является одной из главных причин, по которой Кремль не встал в военном отношении на сторону Армении во время Второй карабахской войны. Мастерски осуществленные Президентом Ильхамом Алиевым шаги повысили ценность союза с Азербайджаном. Страна является хорошим соседом для России, и геополитические соображения преобладали соответственно. 

Интервью с доктором Уолшем было полно других важных вопросов, выходящих далеко за рамки этой короткой статьи. Только путем полного анализа всего, что сформулировал ирландский ученый, его мнение во всей его полноте может быть оценено должным образом.

Автор: Орхан Амашов,

заместитель главного редактора газеты “Azernews”,

политический обозреватель

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ