Антироссийские санкции и импортируемая инфляция обнуляют экономику Армении

Война в Украине и санкционное давление на российскую экономику весьма негативно сказались на большинстве стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако наиболее серьезные проблемы в связи с этим испытывает Армения, где резко сократился экспорт, обесценилась национальная валюта — драм, возрос уровень инфляции, а главное — стали снижаться базовые показатели экономики. Страна-аутсайдер столкнулась с необходимостью резкого сокращения бюджетных расходов, что при предельно низком уровне инвестиций вновь вынуждает Ереван обращаться к внешним донорам и увеличивать долговое бремя. Все эти процессы нивелируют планы правительства о росте ВВП страны, пишет CaliberAz.

В опубликованном накануне отчете Центробанка Армении отмечается, что антироссийские санкции, нарушение глобальных цепочек поставок из-за сложившейся неопределенности, рост цен на международных товарных рынках и инфляционные ожидания окажут существенное негативное влияние на экономику республики. «Эскалация российско-украинского военно-политического конфликта и санкции, введенные против РФ, создали беспрецедентную неопределенность с точки зрения как глобального, так и регионального экономического развития. В текущем году ожидается существенное замедление глобального экономического роста, а в случае России — экономический спад окажет значительное негативное влияние на экономику Армении, что в основном отразится на снижении промышленного роста и экспорта, на сокращении денежных переводов из РФ, замедлении темпов роста в строительстве и сфере услуг, а также более жестком влиянии фактора импортируемой инфляции», — говорится в макроэкономическом отчете ЦБ Армении.

Соответственно, согласно краткосрочным прогнозам армянского Центробанка, увеличатся показатели суверенных рисков страны и инфляционные ожидания, а также будет значительно снижен прогнозируемый показатель экономического роста в Армении в 2022 году. Ну а в среднесрочной перспективе замедление экономического роста будет связано с ожидаемым ухудшением инвестиционного климата, что, в свою очередь, приведет к более медленному восстановлению производительности.

В конце февраля в правительстве Армении еще строили какие-то иллюзии относительно возможности достижения прогнозного 7%-ного роста экономики по итогам года, и министр экономики Ваан Керобян обещал не допустить большой инфляции, а также снижения объемов экспорта армянской продукции в Россию. Однако, реалии оказались намного хуже самых негативных сценариев правительства: находящаяся в транспортном тупике Армения уже многие годы сталкивается с трудностями при импорто-экспортных операциях. А сегодня из-за антироссийских санкций этот клубок проблем еще более запутался, так как многие международные шипинговые и экспедиторские компании отказываются от транспортно-логистического сотрудничества с Россией, по сути, лишив армянских поставщиков главного экспортного рынка. «В марте объем армянского экспорта в Россию сократился на 30%, и в силу высокой волатильности валютного рынка начался процесс перезаключения договоров по уже новым ценам», — отметил Керобян. И это далеко не предел, многие армянские эксперты полагают, что объемы экспорта в Россию могут сократиться на сорок и более процентов.

Аналогичные трудности наблюдаются и с импортом продовольствия — глобальный фактор импортируемой инфляции усугублен нынешними сложностями с логистикой, в результате в Армении зафиксирован 15-20%-ный рост цен на пшеницу и мучные изделия, ощущается дефицит сахара, дорожают растительные и животные масла, мясные продукты и в целом все импортное продовольствие. Подорожал импорт автомобилей, бытовой техники, электроники, одежды, обуви и иных товаров длительного пользования: причем это связано не только с ростом транспортных расходов при доставке из ОАЭ, Ирана, Китая, но также фактической приостановкой поставок из России и неспособностью ереванских политиков наладить торговлю с ближайшими соседями — Турцией и Азербайджаном.

На росте потребительских цен сказываются и монетарные факторы. Финансовые санкции против России, обвалившие курс рубля, вызвали ажиотажный спрос на мировые резервные валюты у всех входящих в Евразийский экономический союз государств, по ходу обесценивая их национальные валюты. Но хуже всего дела именно у Армении: уже в начале марта армянский драм обесценился приблизительно на 20%, и остановить этот процесс удалось только за счет существенных интервенций Центробанка на валютном рынке республики. «С начала марта на финансовом рынке страны наблюдалась массовая скупка долларов и иной валюты гражданами, в результате чего драм обесценивался. И это пока цветочки, шипы мы увидим позже, через несколько месяцев, когда заработают экономические, фундаментальные факторы», — сказал не так давно экс-председатель Центробанка Армении Баграт Асатрян.

Ситуация на финансовом рынке Армении усугублена тем, что в силу санкционного давления на российском рынке сократились возможности для ведения бизнеса и снизились заработки, в результате к концу марта тысячи армянских гастарбайтеров возвращаются на родину, либо сокращают деловую активность. В итоге Армения столкнулась с проблемой сокращения денежных переводов от работающих за рубежом граждан: для понимания ситуации следует напомнить, что за минувшие два года объем подобных трансфертов из России в Армению в среднем составлял 850 млн долларов. И по оценкам министра финансов республики Тиграна Хачатряна, в случае сохранения нынешних экономических сложностей в РФ поток денежных переводов в Армению в 2022 году сократится примерно на 40%.

Таким образом, вызванные санкциями логистические проблемы, фактор импортируемой инфляции и монетарный кризис будут разгонять инфляционную кривую в Армении и дальше. «Наблюдаемая прогрессирующая инфляция в Армении обусловлена отсутствием сколько-либо внятной экономической политики государства. Соответственно озвученный Центробанком прогноз инфляции по итогам 2022 года на уроне 4 +/- 1,5% даже близко не соответствует реальности», — считает экономист Вардан Бостанджян. По его словам, обусловленные санкциями в отношении РФ риски умножаются достаточно высоким удельным весом валюты в государственном долге Армении, причем страна не теряет платежеспособность и не объявляет дефолт исключительно вследствие того, что пока что лишь обслуживает проценты по международным кредитам, но не выплачивает основные суммы по госдолгу. Экономист подчеркнул, что с учетом сохранения высокой долговой зависимости и на фоне текущих негативных процессов Армения очень скоро окажется в весьма тяжелой экономической ситуации.

Госдолг Армении с момента «бархатной» революции в мае 2018 года увеличился на 35,8% и достиг 8,8 млрд долларов к началу текущего года, а это порядка 60,3% ВВП страны. Судя по всему, правительство республики намерено продолжить практику заимствования за рубежом, чтобы затыкать инвестиционные дыры и латать прорехи в государственном бюджете. В частности, на днях об этом заявил министр финансов Армении Тигран Хачатрян: «При необходимости мы будем брать новые долги, пока не скажу сколько, все будет зависеть от сбора налогов. Но не брать кредиты принципиально ради сокращения затрат мы не станем, необходимо поддерживать экономическую активность».

Однако, с учетом системного кризиса в Армении, резкого замедления промышленного производства, спада в секторе строительства и сфере услуг, колоссального обвала экспорта обсуждать перспективы роста экономики за счет увеличения внешнего долга видится бессмысленным. «Заявлять о сохранении 7%-ного роста ВВП Армении в сложившейся геополитической и экономической ситуации — чистой воды авантюризм. Такой экономический рост был заложен в бюджет при условии капитальных расходов в размере 340 млрд драмов в течение года. Весьма сомнительно, что в нынешних условиях они будут выполнены», — сказал на днях экс-министр финансов Армении Вардан Арамян, комментируя заявления членов правительства о сохранении показателя экономического роста, предусмотренного бюджетом 2022 года. По словам экс-министра, в сложившейся ситуации правительство неизбежно должно пересмотреть свои приоритеты по расходам, сократить ненужные или второстепенные траты, сохраняя подушку безопасности на случай форс-мажоров, неизбежность которых вполне очевидна.

На фоне нынешних проблем ряд армянских экспертов полагает, что даже прогноз экономического роста в 1,6% будет выглядеть оптимистичным для республики, не говоря уже о весомых перспективах уйти в минус.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ