Алиев: Мы решительно поддерживаем Украину, но не будем частью антироссийской кампании (ВИДЕО)

Вы говорили о наведении мостов. Видите ли Вы роль Вашей страны в попытке участвовать в обсуждении вопросов выхода из конфликта между Россией и Украиной? Видите ли Вы какую-либо роль, есть ли у Вас какие-либо предложения? Мы уже видели платформу и предложения, которые были представлены в начале этой сессии.

Президент Ильхам Алиев: Если говорить о гипотетической возможности, то она вполне осуществима. Прежде всего, учитывая, что вместе с Россией и Украиной мы в течение 70 лет были частью СССР, мы поддерживаем разносторонние связи на уровне личных контактов и на политическом уровне. Сегодня мы считаем наши отношения с Россией и Украиной очень хорошими. Мы решительно поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Украины и всех стран. Но в то же время мы не были и не будем частью антироссийской санкционной кампании. Думаю, мы можем сыграть определенную роль с учетом прагматичности этих отношений. Мы никогда еще не инициировали этого. Я знаю, что есть много других желающих принять в этом участие. Но если потребуется наше участие, мы готовы.

Здесь могу сказать, что Россия, Украина и европейские институты обратились к нам в связи с продолжением транзита газа по территории Украины. Несколько месяцев мы прилагаем большие усилия для того, чтобы прийти к общему знаменателю. Известно, что если транзит остановится, — а это придется на декабрь, — несколько стран Европейского Союза столкнутся с серьезными трудностями с физической доступностью природного газа. Мы просто хотим поддержать эти страны и Украину, потому что если транзит газа остановится, то газораспределительная система Украины будет полностью парализована.

У нас есть определенный оптимизм, потому что в этом контексте мы находимся в контакте с обеими странами и видим, что есть почва для серьезного продвижения. Если мы сможем добиться здесь успеха, то думаю, сумеем предпринять дополнительные шаги для того, чтобы положить конец этой войне, разрушающей весь регион.

Модератор: То есть Вы видите здесь определенную возможность?

Президент Ильхам Алиев: Да, потому что сейчас фактически посредством Азербайджана обе страны ведут переговоры о продолжении транзита российского газа и поставках азербайджанского газа через Россию и Украину в Европу.

Президент Ильхам Алиев: Спасибо за этот вопрос, потому что в связи с ним существует определенное недопонимание. Но для того, чтобы дать вам исчерпывающий ответ, я должен вернуться назад, может быть, более чем на двадцать лет назад, когда Азербайджан был принят в Совет Европы в 2001 году. В то время я был членом парламента Азербайджана и первым главой азербайджанской делегации в ПАСЕ. Мы находились там с 2001 года, и на протяжении всех этих лет у нас были взлеты и падения. У нас была активная фаза сотрудничества, мы сталкивались с огромной критикой со стороны ПАСЕ, присоединились к большинству европейских конвенций, выполняли решения Европейского суда по правам человека и т.д. и т.п.

Но то, что произошло в январе этого года, перешло красную черту. Почему это произошло? Как я уже говорил во вступительном слове, в прошлом году мы полностью восстановили свой суверенитет. Таким образом, в сентябре прошлого года сепаратизм на территории Азербайджана был полностью искоренен. Мы не сделали ничего такого, что отличалось бы от того, что пытается сделать Украина. Украина безуспешно пытается восстановить свой суверенитет, несмотря на огромную поддержку Запада. Мы же восстановили свой суверенитет сами, без какой-либо поддержки.

Буквально через несколько месяцев после этого ПАСЕ приняла решение лишить нашу делегацию права голоса. То есть на нас были наложены санкции, потому что мы восстановили собственный суверенитет. Мы воевали на своей земле, мы не развязывали агрессию.

Но те, кто голосовал за это, не хотят нас видеть в Совете Европы. Так что решение Азербайджана было адекватным. Наше решение было ответом. Если они изменят свое решение и восстановят наше право — а в январе следующего года у них будет такой шанс, — то это так называемое эмбарго будет снято. Я сожалею, что члены итальянского парламента проголосовали за это. Я, честно говоря, не знаю имен людей, которые находятся в этом списке из 70 с лишним человек, но есть шанс улучшить ситуацию. Наша делегация должна вернуться, и тогда запрет будет снят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ