Александр Гусев: Возможно, Пашиняну не хватает образования, он плохо знает историю — ИНТЕРВЬЮ ИЗ РФ
Сегодня, 19 мая, в Москве ожидается встреча глав МИД Азербайджана, России и Армении. В преддверии переговоров продолжилась очень странная пикировка между Россией и Арменией, связанная с Организацией договора о коллективной безопасности. Глава МИД России Сергей Лавров в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что РА выиграла бы от развертывания миссии ОДКБ в Армении и получила бы более стабильную ситуацию. По словам Лаврова, документ был полностью согласован на уровне министров иностранных дел, но в последний момент на саммите ОДКБ «армянские друзья попросили отложить его принятие. До сих пор он остается в бумажном виде и не может реализоваться».
Днем ранее замминистра иностранных дел Армении Мнацакан Сафарян сказал, что вопрос о выходе РА из ОДКБ не стоит, но ситуация сложная: «Мы еще имеем надежду, что наша работа приведет к определенным результатам». В свою очередь и секретарь армянского Совета безопасности Армен Григорян сказал, что в Ереване шли обсуждения о выходе из ОДКБ.
О трудностях в отношениях Армении с ОДКБ заявил и армянский премьер Никол Пашинян, который привел в пример саммит организации, прошедший в конце прошлого года в Ереване. «Мы … не смогли достичь консенсуса по важным решениям. И мы заявили о нашей позиции, заявили о нашем недовольстве организацией», — сказал Пашинян.
Между тем несколько дней назад пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова заявила, что считает критику ОДКБ со стороны официального Еревана контрпродуктивной и напомнила, что Москва до сих пор ожидает от Еревана шагов для проработки вопроса миссии ОДКБ в Армении.
В Ереване же сделали выбор в пользу наблюдательской миссии Европейского союза (EUMA) с мандатом на два года.
Ситуацию для Oxu.Az комментирует профессор Российской академии наук, эксперт по международным отношениям Александр Гусев.
— Как вообще можно объяснить эту пикировку, как будто бы на равных между Россией и Арменией? Очевидно же, что Москва и Ереван — это совершенно неравноценные единицы.
— Я бы не назвал это пикировкой. У армянской стороны существует свое понимание общей политической ситуации в российско-армянских и российско-азербайджанских отношениях. Есть Карабах, а есть еще нерешенный армяно-азербайджанский конфликт. И противоречивое отношение Никола Пашиняна к ОДКБ основано на его осознании того, что Армения проиграла Азербайджану. А часть армянского общества при этом не понимает, почему РА «сдает» (кавычки наши — ред.) территории, почему возник вопрос лачынской дороги (установление азербайджанского пограничного контрольно-пропускного пункта — ред.), почему Пашинян идет на «сделку» с Азербайджаном — так все происходящее воспринимается в Армении, и т.д.
Надо отметить, что в Гюмри стоит российская военная база, которая, в общем-то цементирует политическую ситуацию в Армении. Однако в Ереване вновь поговаривают о том, что эта база уже не нужна, а ОДКБ не выполняет своих функций по защите территориальной целостности РА. В общем, это как «старые песни о главном». Главная проблема Армении в том, что часть общества не смирилась с военным поражением. В Москве это понимают. И телодвижения Армении связаны с попыткой изменить положение в рамках армяно-российских отношений. Но российский МИД стоит на своих позициях. Мы считаем, что поступаем совершенно верно. И Азербайджан, и Армения — это дружеские страны для России, Москва никого не выделяет.
Ситуация, которая сложилась в Республике Армения нас не тревожит, но несколько настораживает. Российское внешнеполитическое ведомство старается найти точки соприкосновения. Кстати, приезд Никола Пашиняна в Москву на празднование 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне стал достаточно знаковым событием.
Возвращаясь к ОДКБ. Организация выполняет очень важную миссию. Страны, входящие в ОДКБ, обеспечены системой внешней и внутренней безопасности, что показали события в Казахстане в январе 2022 года. Только благодаря миротворческим силам ОДКБ удалось решить проблему. Поэтому утверждения из Еревана о том, что ОДКБ не выполняет своих уставных функций — это просто несерьезно. Да, каждая страна имеет свою точку зрения, и мы ее уважаем, если она не идет вразрез с нашим пониманием внешнеполитических проблем. Хотелось бы, чтобы Армения учитывала позицию России и Азербайджана. Но РФ не будет вносить никаких корректив в деятельность ОДКБ.
— Глава МИД России Сергей Лавров в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что ОДКБ была готова развернуть свою миссию в Армении. Но Ереван отказался. В итоге армянская сторона выбрала долгосрочную миссию европейских наблюдателей. А недавно, после обострения на условной армяно-азербайджанской границе Пашинян сам признал, что EUMA не дает гарантий безопасности. Однако Ереван все равно не дал добро на запрос ОДКБ. Но чего же тогда Пашинян жалуется? Где логика?
— Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Все-таки Армения ориентируется на институты Евросоюза, но это бессмысленно и является глубочайшей стратегической ошибкой. И, тем не менее, Никол Пашинян больше настроен на европейскую, а не на евразийскую интеграцию. И в Москве это ощущают.
Никто и никогда не придет на помощь Армении, кроме РФ. Можно обратиться к исторической ретроспективе, там очень много примеров. Может быть Пашиняну не хватает образования, он плохо знает историю?
— Давайте продолжим тему ОДКБ. Замминистра иностранных дел Армении Мнацакан Сафарян, видимо, проговорился, обозначив самый важный момент, который беспокоит Ереван. Армянская сторона настаивает на том, чтобы ОДКБ дала «политическую оценку ситуации в связи с азербайджанской агрессией». ОДКБ этого не делает по понятным причинам — на территориальную целостность Армении Азербайджан не покушается. Это же чистая политика, а никак не вопрос безопасности.
— Да, это проявление нерешенного еще армяно-азербайджанского конфликта, о чем я выше сказал. В Армении считают, что произошла потеря ее территории, было покушение на ее территориальную целостность. В идеале армянская сторона хотела бы пересмотреть итоги трехсторонних заявлений. Руководители трех стран — России, Азербайджана и Армении — пришли к соглашениям, которые сейчас влияют на внутриполитическую ситуацию в Армении.
Отдельно хочу сказать, что Европа будет постоянно подливать масло в огонь, разжигая конфликт в регионе. Армянская сторона, видимо, считает, что обострение неизбежно, пытается сделать так, чтобы ОДКБ, как военная структура, встала на ее сторону, заняла позицию Армении. Но ОДКБ никогда не будет занимать чью-либо сторону в возможном локальном конфликте.
— Но это уже не карабахский конфликт…
— Да, конечно. Но столкновения между армянскими и азербайджанскими вооруженными силами происходят. Наша общая задача — мирно разрешать все локальные конфликты. Внимание России сейчас направлено в другую сторону, как вы понимаете. А тут еще придется заниматься увещеванием господина Пашиняна, рассказывать ему о роли и функциях ОДКБ? Мы этого не делали, и делать не будем. ОДКБ как структура выполняет свои функции. И на этом точка.
— Сегодня, 19 мая, в Москве должна состояться трехсторонняя встреча глав МИД Азербайджана, России и Армении. Она станет следующей в череде переговоров по армяно-азербайджанскому урегулированию, которые уже прошли в США, Брюсселе. Дальше будут и другие встречи. Анонсировались переговоры лидеров стран в Москве через неделю, потом, возможно, встречи в Кишиневе и Испании. Но можно ли, на ваш взгляд, ожидать какого-то прорыва, изменений подходов на сегодняшних переговорах?
— Вряд ли стоит ожидать прорыва. Россия стоит на позициях трехстороннего заявления от 9 (10 ноября) 2020 года и последующих документов, подписанных лидерами Азербайджана, России и Армении. Других путей в Москве пока не видят, это стратегическая линия РФ.
Что касается переговоров глав МИД, то министры иностранных дел не могут внести коррективы в имеющиеся стратегические планы, которые были оговорены на высшем уровне. Они могут лишь обсуждать какие-то изменения в существующих тенденциях, понимании политической ситуации. Другое дело переговоры глав государств (анонсированных на 25 мая — ред.). В этом случае можно предположить возможные стратегические прорывы.
Наир Алиев