Зангезурский коридор – проект с Евразийским потенциалом

Позиция Азербайджана относительно скорейшего восстановления транспортных коммуникаций на Южном Кавказе находит все большее число сторонников как в странах региона, так и за его пределами. О преимуществах скорейшего развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры Зангезурского коридора на днях вновь высказался президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью турецкому телеканалу CNN Turk. Эти инициативы Баку всемерно поддерживаются Турцией и Россией, стремящихся к расширению взаимных торгово-экономических связей. Потенциал нового регионального логистического коридора также высоко оценен в государствах Центральной Азии и Ближнего Востока, Китае и ЕС.

Какие же преимущества предоставит Азербайджану реализация проекта Зангезурского транспортного коридора и кто еще может стать бенефициаром постконфликтного преобразования транспортной карты региона?

Безусловно, главным выгодополучателем от реализации проекта Зангезурского коридора видится Азербайджан. Во-первых, страна получит прямое и наикратчайшее железнодорожное и автомобильное сообщение с Нахчыванской Автономной Республикой (НАР), тем самым будет преодолен фактор замкнутости экономики автономии, заметно снизятся транспортные расходы и будет расширен экспортный потенциал предприятий автономии. До настоящего времени практически весь объем грузов, поступающих в автономию, и произведенная здесь продукция вывозились посредством автотранспорта через автомобильный мост в населенном пункте Садарак – в Турцию, и через Джульфу и ряд других пограничных переходов – в Иран. Разумеется, перевозка товаров на большегрузных камионах (фуры TIR) с прохождением транзитных территорий обходилась сравнительно дорого, и никак не могла стать полноценной альтернативой железнодорожной транспортировке.

Отсутствие железнодорожного сообщения все эти годы препятствовало промышленному кластеру НАР, а это порядка 440 предприятий, наращивать объемы производства (например, в горнорудной отрасли) и полноценно пользоваться экспортными возможностями. В частности, пуск железнодорожного сообщения способствовал бы наращиванию добычи на 21 рудном месторождении НАР, включая залежи золота и иных драгметаллов, расширил экспорт минеральной воды, каменной соли, минерального сырья для стройсектора, продукции аграрного и пищевого секторов и т.д. По приблизительным оценкам, транспортная деблокада Нахчыванской АР уже на первом этапе поможет Азербайджану увеличить экспорт на 710 млн долларов. В свою очередь, снизится себестоимость доставки порядка 1 млн тонн грузов, ежегодно направляемых в НАР из других регионов Азербайджана. Сухопутное сообщение с Нахчываном на порядок удешевит услуги пассажирского сообщения, а также сэкономит не менее 10 млн долларов, ежегодно расходуемых на субсидирование авиарейсов Баку-Нахчыван. Прямое железнодорожное сообщение также ускорит реализацию проекта по созданию в НАР свободной экономической зоны (СЭЗ) на стыке границ Азербайджана, Турции и Ирана, увеличив число совместных предприятий.

Не следует упускать из виду, что Баку рассматривает Зангезурский маршрут в качестве дополнительного (вместе с железнодорожным коридором Баку-Тбилиси-Карс) транспортного выхода на Турцию – ключевого торгового партнера Азербайджана, с которым действует соглашение о преференциальной торговле и намечены планы увеличить торговый оборот до 15 млн долларов в ближайшие несколько лет. Турецкий вектор превращает данный коридор в важнейший транспортный проект Евразии, предоставляя Нахчывану статус регионального транспортного хаба, и подобная диверсификация маршрутов в целом способствует упрощению и наращиванию объемов перевалки транзитных грузов. В данном качестве создание Зангезурского коридора всемерно поддерживается Россией, государствами Центральной Азии, Ираком, Китаем (в рамках инициативы «Один пояс, один путь»), а в перспективе и государствами Евросоюза.

«Турция сможет перевозить свои товары в Центральную Азию более коротким, альтернативным путем, и это может стать новым транспортным проектом Евразии. Известно также, что Европейский Союз очень позитивно относится к этому начинанию: во время недавнего визита в Баку президента Совета Европейского Союза господина Шарля Мишеля мы провели широкий обмен мнениями по этому вопросу, и они, естественно, также всемерно поддерживают этот проект», — отметил в недавнем интервью телеканалу CNN Turk президент Ильхам Алиев.  

В открытии Зангезурского коридора заинтересованы страны Прикаспийского региона – прежде всего Казахстан и Туркменистан, готовые расширить возможности своей портовой и железнодорожной инфраструктуры в рамках этого проекта, а также Узбекистан, стремящийся нарастить товарооборот с Турцией и получить дополнительный выход к морским портам в Средиземном море. Хлопок и текстиль, рудные концентраты, удобрения, продукция химпредприятий и пищепрома, вот далеко неполный список продукции, которую государства Центральной Азии могли бы переваливать в Турцию и другие страны посредством Зангезурского коридора.       

Еще более в новом коридоре заинтересованы «Российские железные дороги» (РЖД): Зангезурский коридор — кратчайший и наиболее рентабельный сухопутный маршрут от границ РФ до Турции, что крайне важно с учетом планов двух государств довести взаимный товарооборот с нынешних порядка 25 млрд до 100 млрд долларов в ближайшие годы.

Как отметил Caliber.Az российский эксперт, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев, в планах РЖД значится расширение сухопутной перевалки грузов в направлении Турции, как по маршруту Баку-Тбилиси-Карс, так и в перспективе посредством Зангезурского коридора. Причем приоритетность последнего объясняется тем, что в этом случае к транзитным перевозкам будет привлечена дочерняя компания РЖД – ЮКЖД, инфраструктура которой на сегодняшний день преимущественно замкнута в пределах Армении. Причем в перспективе РЖД планирует подключить к маршрутам через Южный Кавказ перевалку транзитных грузов через Транссиб, что позволит доставлять в Турцию грузы из Республики Корея, КНР и других стран АТР. В то же время, развитие железнодорожного сообщения через территорию Азербайджана и Армении с налаживанием работы Джульфинского узла в НАР позволил бы России выйти на Иран и наладить сквозную перевалку грузов вплоть до Персидского залива. Подобная конфигурация (транзит через Джульфинский узел) может быть привлекательна и для Ирана, по крайней мере с учетом того, что железнодорожный участок Решт-Астара в рамках коридора «Север-Юг» все еще не достроен.    

Этот момент был особо отмечен президентом Ильхамом Алиевым, подчеркнувшим, что железнодорожный сегмент Зангезурского коридора может создать сообщение между Россией и Ираном, так как между Нахчыванской АР и Ираном существует железнодорожная линия. «Строительство же железной дороги между Арменией и Ираном – это вопрос, который обсуждается, наверное, 20 лет, но в реальности пока ничего нет. Потому что этот проект требует по меньшей мере 3 млрд долларов инвестиций», — подчеркнул глава государства.

Очевидные экономические преимущества от открытия Зангезурского коридора будут обеспечены и Армении: это понимают деловые круги и адекватные политики этой республики, как и тот факт, что альтернативы восстановлению транспортных коммуникаций с Азербайджаном и Турцией у Еревана попросту нет. Иранский вектор неподъемен с точки зрения отсутствия капитальных инвестиций, а транспортировка грузов через Грузию не столь рентабельна и ограничена рядом сложностей технического плана.        

С другой стороны, использование Зангезурского коридора позволило бы Армении на порядок расширить экономические связи Армении с Россией и другими членами Евразийского союза. Сегодня порядка 32,5% армянского торгового оборота приходится на Россию, и по оценкам экспертов, открытие коммуникаций через территорию Азербайджана позволило бы увеличить этот показатель в полтора-два раза.

«Прежде всего, благодаря доступности азербайджанского железнодорожного транзита улучшилась бы связь с Россией, грузоперевозки стали бы всесезонными, в отличие от грузинских перевалов. Также это дополнительный выход в сторону экспорта редкоземельной руды в Китай и Центральную Азию. В свою очередь, разблокировка транспортных коммуникаций обеспечила бы выход Армении и России на средиземноморские порты Турции, в частности Искендерун, где отгружается продукция дочернего завода Магнитогорского комбината. Наконец, для Армении это приток инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры и средств от создания участков платных автодорог, а также выход в Иран через узел в Джульфе», — отметил А.Караваев.

Рано или поздно, понимание необходимости нормализации отношений с соседями и разблокировки транспортных коммуникаций в регионе Южного Кавказа станет доступным для большинства армянского истеблишмента. Что касается Азербайджана, то здесь в безальтернативности Зангезурского коридора никто не сомневается, поэтому активно ведутся работы по прокладке железнодорожной и автодорожной инфраструктуры по маршруту Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд, и согласно данным Госагентства автомобильных дорог Азербайджана (ГААД), завершить строительство автодороги в рамках данного проекта планируется уже в 2024 году.

Хазар Ахундов Caliber.Az

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ