Позиция Владимира Путина однозначная: Карабах — это Азербайджан — МНЕНИЕ Максима Шевченко
Вчерашнее заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна, касающееся признания территориальной целостности Азербайджана, можно считать знаковым как по содержанию, так и по последовавшей за этим реакцией. Никол Пашинян уже говорил о территории Азербайджана в 86 600 кв.км., но на этот раз он впервые прямо сказал, что эти цифры подразумевают Карабах в составе Азербайджана. При этом Пашинян сказал о необходимости обеспечения безопасности армянского населения, с чем Баку не просто не спорит, а даже предлагает интеграцию в азербайджанское государство.
После этого в российском медийном пространстве разразилась настоящая буря. В Telegram-канале влиятельного российского журнала «Россия в глобальной политике» появилась взволнованное сообщение. Мол, «что подразумевается под обеспечением безопасности. Что за гарантии, которым поверит хоть сколько-нибудь значительная часть населения».
Далее подключились ведущие российские медиаменеджеры и пропагандисты. К примеру, Маргарита Симоньян заявила, что Никол Пашинян приходил к власти как раз для того, чтобы признать Карабах азербайджанским. Сторонников Пашиняна она назвала стадом и ишаками, «только теперь уже не карабахскими».
Тигран Кеосаян, являющийся мужем госпожи Симоньян, заявил, что «никаких нормативных слов в адрес этой мрази Пашиняна и слепоглухих дебилов, голосовавших за него, в моем лексиконе не осталось». Возмутился Владимир Соловьев: «А народ Армении с этим согласен? А Карабах спросили? И кто будет гарантировать безопасность армян Карабаха?». Отметились еще и некоторые депутаты Госдумы РФ, в числе которых был, конечно же, Виталий Милонов, сказавший, что у него «сердце обливается кровью».
Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что реакция российских деятелей и пропагандистов на слова Пашиняна о признании Карабаха в составе Азербайджана была заметно сильнее, чем в Армении. А ведь эти люди — Симоньян, Кеосаян, Соловьев и другие, по сути, должны транслировать официальную точку зрения Москвы (а она, как заявлялось, заключается в признании территориальной целостности Азербайджана), ведь большинство из них работает на государство, это не независимые журналисты или представители неправительственных организаций.
Прокомментировать ситуацию Oxu.Az попросил известного российского журналиста и общественного деятеля Максима Шевченко:
— Я человек независимый, имею собственное мнение и готов объяснить все как есть. Эти заявления — просто спектакль. Слушайте мнение только одного человека в России — президента Владимира Путина, ну и озвучивающего его позицию в диалоге с Баку и Ереваном главу МИД Сергея Лаврова. Все остальные голоса, или гавканье, — не имеют ни малейшего значения. Это просто реакция на ситуацию и давление друг на друга, которое осуществляют разные армянские группировки, имеющие в России своих клевретов в медиапространстве и где-то еще.
Позиция Владимира Путина однозначная: Карабах — это Азербайджан. А Никол Пашинян никакой не агент Запада, он полностью контролируется лично президентом России. Пашинян не зависит ни от Симоньян, ни от Затулина, ни от Варданяна или какого-нибудь другого олигарха. Пашинян лично, напрямую имеет выход на президента России. Вспомните, когда Владимир Путин прилетел в Ереван в ноябре прошлого года, то Никол Пашинян по приглашению российского лидера поехал из аэропорта в машине президента РФ. И, как я понимаю, армянский премьер получал если не инструкции, то, по крайней мере, выслушивал «пожелания» от Владимира Путина.
А все остальное — это, повторюсь, внутриармянские «разборки». Они же все между собой грызутся, конкурируют за место под солнцем власти. Кроме того, это определенная имиджевая игра.
Понятно, что для Москвы современная азербайджанская власть, Президент Азербайджана Ильхам Алиев являются наилучшим партнером России на Южном Кавказе. Я разверну ситуацию немного шире. Внешними гарантами соглашений по Карабаху являются президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, но не Запад. И не надо забывать про героев азербайджанского народа, которые сражались и гибли за свободу своей родной земли.
У Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина есть полный взаимодиалог. Это два полюса стабильности, мирного процесса на Южном Кавказе. И Анкара, и Москва в этом кровно заинтересованы. И при этом они не заинтересованы в том, чтобы государства Южного Кавказа вышли из диалога с ними. При этом, если говорить о Баку, то его никто не контролирует. Та же Турция — могучая страна, которой руководит большой политик Реджеп Тайип Эрдоган — является мощным союзником Азербайджана, но ведь Анкара не осуществляет контроль над Баку.
Россия и Турция — единственные страны, которые могут добиться окончательного армяно-азербайджанского урегулирования в интересах Азербайджана, Армении, армянского меньшинства в Карабахе и азербайджанского большинства, которое хочет вернуться на свою освобожденную родную землю.
Процесс может пойти и дальше, обсуждается возвращение азербайджанцев на территорию Армении, в тот же Зангезур. Я знаю многих азербайджанцев, которые родились в Армении в советское время, жили там, в глубинке. Азербайджанские и армянские села находились рядом. Возможно, появится возможность у азербайджанцев хотя бы туда съездить. Кстати, как и армяне могли бы приезжать в Азербайджан, побывать в Баку. Впрочем, это вопрос достаточно отдаленного будущего.
Резюмируя, еще раз скажу: не надо обращать внимание на гавканье определенных персонажей. Надо прислушиваться к позиции России, и понимать, что Пашинян озвучивает то, что согласовано лично с Владимиром Путиным.
Наир Алиев