Песенка сепаратистов спета: Ханкенди на пороге возрождения
Сепаратистская хунта в Ханкенди не скрывает своего отчаяния. Установление пограничного КПП Азербайджана в Лачыне стало решающим шагом на пути ее неизбежного крушения. Сепаратистов вконец ввергла в удрученное состояние встреча лидеров Азербайджана и Армении, состоявшаяся 14 мая в Брюсселе при посредничестве Евросоюза.
На ней, напомним, была вновь подтверждена приверженность сторон взаимному признанию территориальной целостности. Причем с четким указанием площади международно признанных территорий Азербайджана и Армении — указанием, подтверждающим безоговорочную принадлежность Карабаха Азербайджанской Республике.
На столь плачевном для перспектив ханкендинской хунты фоне ее главари стенают по поводу того, что все против них — и Запад, который отказывается их поддержать, в том числе Россия, которая им что-то должна, и даже Армения, которая ничего не противопоставляет Азербайджану. Будто она может ему что-либо противопоставить…
Короче, от ханкендинских сепаратистов слышится их традиционный вой, который с учетом последних событий вообще принимает душераздирающий характер. Они взывают к миру спасти их «принуждением Азербайджана», а то в противном случае Азербайджан, дескать, учинит над ними немыслимую расправу. Они пытаются убедить мир в том, что карабахские армяне не хотят жить в составе Азербайджана и не собираются обсуждать с ним вопросы своих прав и безопасности. В сепаратистской среде замелькал даже очередной «спаситель»: вслед за провалившимся на этом «поприще» Рубеном Варданяном, «возрождение» карабахским армянам вне состава Азербайджана обещает военный преступник Самвел Бабаян.
Только вот спасение и возрождение карабахских армян отнюдь не в том, к чему их призывает сепаратистская хунта. В действительности они не стоят перед выбором, о котором кричат ее главари. Выбором между «резней» и «исходом».
Карабахские армяне, которых Азербайджан считает своими гражданами, обладают возможностью и далее проживать на его территории. Но проживать как граждане Азербайджанской Республики, с предоставлением им всех прав и гарантий безопасной и мирной жизни, развития и созидания.
При этом они, конечно, могут воспользоваться реально существующим выбором: принять азербайджанское гражданство и остаться жить в Азербайджане или отказаться принять азербайджанское гражданство и покинуть Азербайджан. Однако права покинуть Азербайджан вместе с территорией своего проживания, которая является неотъемлемой составной частью Азербайджана, у них не было, нет и не будет.
Предоставляемые Азербайджаном права и гарантии, разумеется, не распространяются на военных преступников, тех, кто в период 30-летней оккупации Арменией азербайджанских территорий участвовал в совершении актов геноцида и этнических чисток в отношении азербайджанцев. Перед ними действительно стоит выбор иного свойства: добровольно сдаться на милость азербайджанского правосудия или покинуть территорию Азербайджана (если, конечно, это получится сделать). Поэтому они и кричат о своей горькой участи, предпринимая последние отчаянные усилия к тому, чтобы не допустить реинтеграции карабахских армян в азербайджанское общество.
Однако сепаратисты по-любому обречены на полное крушение. Ибо полное и окончательное восстановление суверенитета и юрисдикции Азербайджана над Ханкенди и прилегающими местностями является единственным, безальтернативным вариантом дальнейшего развития событий.
Натиг Назимоглу