Почему армянство обеспокоилось «слабостью» США? — АНАЛИТИКА
Визиты старшего советника Госдепартамента США по переговорам на Кавказе Луиса Боно в Азербайджан и Армению сильно разочаровали армянство. Оно ожидало от американского дипломата осуждения Баку за «блокаду» лачынской дороги, а также пресечения попытки незаконного провоза вооружения и боеприпасов из Армении в зону временного размещения российского миротворческого контингента в горной части Карабахского региона Азербайджана. Однако Боно выразил понимание Соединенными Штатами «интересов безопасности Азербайджана», а также отверг призывы армянской стороны ввести санкции против Азербайджана.
Помимо СМИ и политэкспертных кругов Армении, выступивших с негативными оценками заявлений Боно, недовольство позицией старшего советника американского Госдепа, которая, понятное дело, является отражением официальной позиции Вашингтона, выразили и организации армянской диаспоры в США. В частности, исполнительный директор «Ай дата» Арам Амбарян возмущенно заявил, что «Боно в своем первом публичном выступлении, сняв с обсуждений вопрос санкций против Азербайджана, сигнализирует о слабости США».
Как видим — привычный армянский трюк с целью выставить объективную оценку деятельности Азербайджана и его международного значения со стороны великих держав, в данном случае США, в качестве чего-то недопустимого и неправильного. Аналогичное прослеживается и в отношении политики России и европейских государств, натравливаемых армянскими и проармянскими кругами против Азербайджана. Говоря о Боно, речь, конечно же, идет вовсе не об обеспокоенности американского армянства «слабостью» Соединенных Штатов. В конце концов, визиты нового старшего советника Госдепартамента США по переговорам на Кавказе в Азербайджан и Армению, а также сделанные им заявления — лишь часть более масштабного процесса активизации южнокавказского направления политики Вашингтона. Задачи, которые ставит перед собой американская дипломатия в рамках этой активизации, неоднократно формулировались президентом США Джо Байденом и госсекретарем Энтони Блинкеном. В соответствии с ними, нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией придается особое значение в контексте не только американских интересов, но и геополитической стратегии евроатлантического сообщества в целом. Отсюда и поощряемое Вашингтоном посредничество Евросоюза в азербайджано-армянском урегулировании.
Однако армянские и проармянские круги не устраивает сущностный подход США непосредственно к самой перспективе урегулирования азербайджано-армянских межгосударственных отношений. Подход, определенно вытекающий из осознания — причем не только со стороны США, но и других глобальных центров силы, — того, что путь к нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией лежит через взаимное признание суверенитета и территориальной целостности. И, следовательно, у армян, проживающих в Карабахском регионе Азербайджана, нет, по сути, иной жизнеутверждающей перспективы, кроме реинтеграции в Азербайджан. Вне зависимости от того, что думают по этому поводу возмущающиеся Луисом Боно амбаряны.
Натиг Назимоглу