Рамия Мамедова: Анкара открыла для Армении «окно возможностей». Как на это ответит Иреван? — ИНТЕРВЬЮ
Решение Министерства торговли Турции об устранении с начала 2023 года препятствий для прямых грузовых авиаперевозок между Турцией и Арменией — это своего рода сигнал для Еревана. Так Анкара стимулирует армянскую сторону, показывая, что у нее будет карт-бланш, если Армения пойдет на подписание мирного соглашения с Азербайджаном и открытие транспортных коридоров.
Об этом в беседе с Oxu.Az заявила глава турецкого Центра стратегических исследований и разработок Рамия Мамедова. При этом, по ее словам, в случае, если в Турции поймут, что Армения продолжает затягивать переговорный процесс и не проявляет готовности к миру, то новых встречных шагов со стороны Анкары может уже не быть.
Напомним, что пресс-секретарь МИД Армении Ваан Унанян уже успел позитивно оценить этот шаг Турции, пообещав, что Ереван «конструктивно продолжит переговоры… с целью установления дипломатических отношений и открытия армяно-турецкой границы».
— На самом деле определенные грузоперевозки и без того существовали, — отмечает Рамия Мамедова. — Сейчас их просто формализовали и делают прямыми. Еревану дают понять, что ему стоит пойти на мирное соглашение с Баку, показывают все выгоды от мирного сосуществования с Азербайджаном, завершения войны и отказа от поддержки армянского сепаратизма в Карабахе. Начало прямых грузоперевозок — это однозначный плюс для армянской экономики.
Но Армения, будем говорить откровенно, пока не приняла для себя решения о том, что делать дальше. Ереван на словах вроде бы хочет нормальных отношений с Турцией и Азербайджаном. Практических же шагов немного.
Армения продолжает двигаться в фарватере России, которая не имеет сейчас прежних возможностей. Выход на европейские, мировые рынки для Еревана возможен только через Турцию. Анкара, открывая прямые грузоперевозки, показывает, что готова к этому, и, как я уже сказала, стимулирует Армению к миру. И не только с Азербайджаном, но и с тюркским миром.
— А тем временем в Армении призывают создать военно-политический союз с Ираном, чтобы «противостоять «туранскому альянсу», сформированному между Турцией и Азербайджаном». Заведующий кафедрой иранистики факультета востоковедения Ереванского госуниверситета Вардан Восканян заявил, что Армения должна придерживаться плана по созданию безоговорочного союза с любой региональной сверхдержавой, равной или превосходящей Турцию. И, по его словам, «подобный долгосрочный союз с далеко идущими целями, основанный на четких идеологических составляющих, сейчас можно сформировать только с Ираном». В Турции вообще следят за такими новостями, видят, что в ответ на жесты доброй воли со стороны Анкары в Армении мечтают о создании антитюркского альянса?
— Безусловно, в Турции следят за всем и реагируют на все, вопрос только в степени этой реакции. Турецкая Республика — большое и влиятельное государство, которое способно диктовать свои условия на мировой арене. Турция — это голова тюркского мира, а его сердцем является Азербайджан. И, естественно, есть понимание, что коалиция Армении и Ирана направлена против наших стран. Иран — это мусульманская, шиитская страна, при этом Тегеран выступает против тюрок, чем хочет воспользоваться Армения. Да и в целом многие в мире боятся усиления тюркского мира, который может в будущем создать и свою собственную объединенную армию.
Но сейчас в Турции на первом месте внутриполитические вопросы, ведь приближаются парламентские и президентские выборы. И от их итогов, кстати, может зависеть будущее единение тюркского мира. Надо подождать и посмотреть, что произойдет в Турции после выборов. Сделаю отступление — на мой взгляд сейчас нет альтернативы Реджепу Тайипу Эрдогану, который активно участвует в объединении тюркского мира.
Но я хочу еще раз особо подчеркнуть, что сейчас Турция открыла для Армении «окно возможностей». В Анкаре хотят иметь нормальные отношения со всеми странами, включая Армению. Посмотрим, как на это ответит Ереван. Но если в Анкаре увидят, что все ее добрые шаги навстречу Армении не приносят результатов, то новых инициатив, скорее всего, уже не будет.
Наир Алиев