Ишхан Вердян: Пока миротворцы в Карабахе, мира не будет — ИНТЕРВЬЮ

В декабре планировалась встреча в Брюсселе по армяно-азербайджанскому урегулированию, и неожиданно премьер-министр Армении Никол Пашинян выдвинул странное предусловие — в переговорах должен участвовать президент Франции Эммануэль Макрон. При этом французский лидер отличился своими крайне резкими высказываниями в адрес Азербайджана уже после октябрьских достаточно позитивных переговоров в Праге.

Считать Францию добросовестным и объективным посредником и раньше было сложно, а уж после Праги вообще невозможно. Почему же Пашинян настаивает на участии в переговорах Макрона, тем самым срывая мирный процесс? Азербайджанская сторона, кстати, могла бы, например, настаивать на участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в переговорах, но этого не делает.

Своим мнением в беседе с Oxu.Az поделился армянский активист, блогер, известный своими миротворческими инициативами Ишхан Вердян:

— Причин может быть две. Либо внешнеполитические службы премьер-министра Пашиняна работают со сбоями и не докладывают ему о новостях, из-за чего актуальная повестка от него ускользает и он остается в неведении касательно конъюнктуры вокруг Азербайджана. Я такой вариант вполне допускаю, ибо МИД Армении не раз саботировал начинания Пашиняна. Либо же это был саботаж мирных переговоров со стороны самого Пашиняна, такое тоже многократно случалось.

Строго говоря, действия премьер-министра в рамках мирного процесса состоят из одних саботажей, и при желании можно выстроить их в стройную цепочку — начиная от отказа работать с Азербайджаном по известным пяти пунктам, которые сам же Пашинян назвал приемлемыми, и заканчивая этими последними событиями.

В чем причина его такого поведения — я не знаю, можете выбрать из двух предложенных вариантов любой. Я не исключаю, что Пашинян находится под сильнейшим давлением и вынужден подчиняться силам, неподвластным ему, но ведь занимаемый им пост тоже обязывает его к некоторым конкретным шагам, не делать которые он не имеет права. Какова бы ни была причина, можно зафиксировать одно — премьер-министр Пашинян при управлении страной проявляет некомпетентность.

— Армянский премьер Никол Пашинян несколько дней назад сказал, что Ереван предлагает Баку подписать рамочное соглашение о мире, но без особой детализации. Это очень странно. Детализация нужна хотя бы в четком определении, касающемся взаимного признания территориальной целостности. Кроме того, Пашинян все время настаивает на отводе азербайджанских войск, в том числе и в Карабахе, на азербайджанской территории. Баку же не указывает Еревану, где должны стоять армянские части внутри Армении…

— Небольшое уточнение — Пашинян говорит о взаимном отводе войск, и его это предложение я не могу не приветствовать, ибо если войск не будет, то и стрелять никто не будет, а значит — и умирать. Однако такое действие не может быть осуществлено отдельно, оно не может висеть в вакууме. Этому должны предшествовать или следовать потом другие, не менее важные шаги, о которых Пашинян умалчивает. Например, отказ от претензий на азербайджанские земли.

Ведь что бы Пашинян публично ни заявлял, на какие бы документы ни ссылался, его правительство продолжает финансировать (остатки сепаратистского режима — ред.) Карабах. Это само по себе является грубейшим нарушением суверенитета Азербайджана, а если учитывать, что львиная доля этих финансов уходит на обеспечение (армянских — ред.) войск в Карабахе, то мне непонятны причины, по которым Азербайджан должен серьезно воспринимать любые предложения, касающиеся передвижения войск.

Да, Никол Пашинян многократно говорил, что тем или иным путем высылал некие предложения Азербайджану, но никогда не раскрывал содержания этих предложений. Нулевая реакция со стороны Азербайджана свидетельствует о том, что в этих предложениях есть неприемлемые для него пункты. Это неудивительно, ибо все предложения, до сих пор сделанные Пашиняном Азербайджану, так или иначе касаются внутренних дел Азербайджана. Наверное, опять-таки, из-за отвратительной работы советников сам Никол Пашинян плохо представляет себе, где кончается юрисдикция Армении и начинается юрисдикция Азербайджана.

— Да, Пашинян говорил о взаимном отводе войск от условной армяно-азербайджанской границы. Но еще и об отводе азербайджанских войск в Карабахе…

— Поразительно то, что после сокрушительного военно-политического поражения, которое Азербайджан нанес Армении, Пашинян до сих пор продолжает считать, что в вопросе своих внутренних дел Азербайджан не имеет субъектности и что Президент Азербайджана Ильхам Алиев будет как-то принимать во внимание его требования, предложения, рекомендации. Это еще одно проявление чудовищной некомпетентности Никола Пашиняна в вопросах внешней политики руководимой им страны. А если учитывать, что Армения сама принимает участие в активном финансировании войск в Карабахе, то это предложение и вовсе выглядит смешным.

— Какая переговорная площадка, на ваш взгляд, наиболее перспективна — Москва, Брюссель, Вашингтон?

— Плачевный опыт 30-летней работы Минской группы ОБСЕ (бывшёей — ред.), сопредседателями которой были США, Франция и Россия, мне подсказывает, что это — плохие площадки для мирных переговоров. Да, в этом списке нет Брюсселя, но и в Брюсселе уже больше года идут встречи глав Армении и Азербайджана, а ситуация не только не улучшается, но с каждым месяцем ухудшается. Мне очень импонирует вариант Грузии. Тбилиси предоставляет переговорную площадку и лимонад, а Ильхам Алиев и Никол Пашинян разговаривают на этой площадке прямо, без посредников.

— Учитывая срыв встречи 7 декабря, можно ли говорить о возможности заключения мирного соглашения до конца года?

— Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что подписание мирного договора так или иначе будет затянуто до 2025 года, то есть до конца пребывания российского миротворческого контингента в Карабахе. Дело в том, что мирный договор и РМК органично друг с другом связаны, и эта их связь носит взаимоисключающий характер.

Тут возможен только один вариант — либо мир, либо миротворцы, как бы смешно это ни звучало. Дело в том, что наличие РМК наделяет так называемые «власти Карабаха» субъектностью в глазах Армении, а с этим мнимым субъектом Армения пока не может не считаться. Я думаю, что интересы России в регионе продолжают иметь решающее значение, а сама Россия устами разных спикеров заявляла, что заинтересована в присутствии своих войск в Карабахе. Поэтому мне трудно представить конфигурацию мирного соглашения, которое идет в обход РМК.

— И теперь о Турции. Представитель дашнаков Ишхан Сагателян, заявивший недавно о своем желании отказаться от мандата депутата Национального собрания Армении, сделал интересное высказывание. По его словам, «Армения не будет отуречена». Что имеет в виду Сагателян под «отуречиванием»?

— Уверяю вас, в самой Армении Сагателян является посмешищем, источником смешных мемов, и ни один здравомыслящий человек его как политического деятеля всерьез не воспринимает. Однако же он сам служит извечной миссии «Дашнакцутюн» — поддерживать горячую вражду между турками и армянами. Его слова не новы, это — извечная риторика дашнаков, которая в Армении никогда не переставала звучать. Да, надо не давать страстям утихать, надо всегда поддерживать градус ненависти, и вся деятельность «Дашнакцутюн» всегда исходит из этого.

Что же касается «отуречивания Армении», то имеется в виду, что как только откроется граница с Турцией, то турки заполонят всю Армению и превратят ее в свой вилайет. Я многократно доказывал абсурдность этого тезиса, но тут приводить эти доказательства не вижу смысла, ибо азербайджанцы сами неплохо понимают всю его абсурдность. Но да, это один из тезисов дашнаков, один из многих, которыми они пользуются, реализовывая свою повестку.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ