Глобальные амбиции Франции и армянский реваншизм

В минувшую среду французский Сенат принял уже вторую за два года резолюцию, призывающую к признанию независимости карабахских сепаратистов. В новой резолюции Азербайджану грозят еще санкциями и эмбарго. Прямых правовых последствий сам этот документ не имеет, но он ярко иллюстрирует безответственные и псевдогуманитарные заигрывания французских политиков с карабахским сепаратизмом.

Зеркало настроений французского истеблишмента

Нынешняя резолюция (принятая почти единогласно верхней палатой французского парламента) предлагает французскому правительству ввести санкции против Азербайджана, включая эмбарго на импорт газа и нефти из Азербайджана, а также вновь призывает признать карабахских сепаратистов. На первый взгляд, данная резолюция выглядит лишь громким патетическим шагом, поскольку не обладает юридически обязующим действием.

Тем не менее в целом отнестись к этому происшествию следует предельно серьезно, поскольку резолюция отражает настрои французских элит и их более чем спорное отношение к вопросу. Помимо самой резолюции в последнее время представители французского истеблишмента выступали с подобными речами и на других площадках. Например, в июле этого года шестьдесят депутатов французского парламента написали открытое письмо в ведущую газету Le Monde, выступая против газовой сделки между Азербайджаном и ЕС, поскольку Баку, по их словам, таким образом «отчаянно стремится финансировать оружие, используемое для уничтожения армян в Нагорном Карабахе и в Республике Армения». В октябре сначала группа французских «интеллектуалов и политиков» выступила в СМИ с коллективным письмом, в котором обвинила Азербайджан в планах геноцида и объявила, мол, «у ворот Европы разворачивается новая война и оккупация» — подразумевая под этим действия Баку по восстановлению территориальной целостности страны. Затем председатель ключевой комиссии французского парламента по национальной обороне Анн Женете выступила с программной статьей, в которой обвинила Азербайджан, что тот, дескать, «стремится продвигать вперед свои войска с помощью силы, что ставит под сомнение территориальную целостность Армении, а также право жителей Нагорного Карабаха на самоопределение».

Именно эти симптомы и должны тревожить всех заинтересованных в построении мирного и инклюзивного Южного Кавказа. Да, нынешняя резолюция носит необязательный характер, но она, опять же, отражает довольно устойчивые настроения французских элит.

Есть и еще один важный аспект. Можно найти немало примеров того, когда парламенты и разные государственные органы некоторых стран принимают решения, идущие вразрез с фактической политикой правительства. В данном случае это не так, сенат совершенно точно не противоречит линии президента Макрона.

Принятый документ вполне вписывается в логику действий Парижа в кратко — и долгосрочной перспективе. Что касается первого ракурса, то он, среди прочего, предлагает правительству президента Макрона принять срочные меры для обеспечения безопасности Армении, в частности, через «развертывание интерпозиционных сил под эгидой международного сообщества», т.е. предлагает сделать то, что Макрон как раз и пытается сделать в последние месяцы, отправив в регион миссию (а еще лучше военных) стран ЕС-НАТО. Париж в целом и сам пытается стать арбитром в азербайджано-армянских отношениях, и в этом его поддерживает коллективный Запад. Все это не чтобы кого-то спасать, а дабы ограничить роль РФ в регионе (в том числе и ее военное присутствие).

Что касается долгосрочной перспективы, то и здесь Сенат не сделал ничего из ряда вон выходящего с точки зрения политики Франции. Достаточно вспомнить отношение Парижа к освобождению азербайджанских земель, захваченных и опустошенных армянскими радикальными националистами. Так вот, уже сразу после начала 44-дневной войны Макрон объявил Азербайджан виновным в конфликте и потребовал «остановить эти атаки». А 25 ноября 2020 года все тот же французский сенат принял не имеющую обязательной юридической силы резолюцию, призывавшую правительство признать независимость карабахских сепаратистов.

Отношение не изменилось и в дальнейшем. Французский посол (вместе с американским) отсутствовал на конференциях для иностранных дипломатов, проводившихся в июле 2021 года в освобожденных от армянской оккупации Физули и Шуше, и вновь в августе этого года — в Шуше. Российский посол отсутствовал на мероприятиях 2021 года. Таким образом поведение Парижа выделяется даже на фоне других крупных мировых игроков.

В сентябре Франция инициировала рассмотрение столкновений между Азербайджаном и Арменией в Совете Безопасности ООН. И вряд ли возможно говорить в данном случае о беспристрастном отношении со стороны Парижа к рассматриваемому вопросу, как можно судить и по высказываниям Макрона чуть позже в том же месяце. Принимая в конце сентября армянского премьера Пашиняна, глава французского государства заявил: «Я не забываю о том, что ровно два года назад, 27 сентября 2020 года, началась страшная война, ставшая смертоносной для региона. Это фактически привело к новой ситуации в регионе с расширенным российским военным присутствием». И ни слова об освобождении от многолетней оккупации азербайджанских земель! И ни слова о том, что именно в Армении и находится один из самых крупных российских воинских контингентов за рубежом!

В октябре французский президент Макрон сперва встретился с президентом Алиевым и премьером Пашиняном в Праге, а затем фактически обвинил Азербайджан в развязывании войны. В Баку поставили вопрос о невозможности для Парижа впредь играть некую роль в процессе урегулирования между Азербайджаном и Арменией. Комментируя одновременные усилия французской стороны в направлении реанимации Минской группы ОБСЕ, президент Азербайджана Алиев заявил, что ее главная цель, по всей видимости, всегда состояла не в решении, а в заморозке конфликта (в интересах армянских экстремистов, не армянского народа).

Добавим, что дело все не в некоей загадочной армянофилии, а в том, что Париж — подобно другим мировым державам — был бы не прочь превратить Армению в одну из своих фигур на пресловутой великой шахматной доске глобальной политики. В которой нынче действует логика империализма, а народы и страны разрушаются во имя интересов и разборок «великих мира сего».

Уже во время карабахской войны 2020 года, как отмечали западные издания, французский президент Макрон вмешивался в конфликт по меньшей мере не только ради самих армян, но и ради «целенаправленного противодействия» Турции. Для Макрона это было элементом стратегического и идеологического противостояния, поскольку Турция, по его мнению, «проводит все более антиевропейскую политику и противоречит европейским интересам в прилегающем к ней регионе». В последние месяцы Париж начал винить в происходящем и Россию: в октябре Макрон заявил, что именно она в интересах Азербайджана спровоцировала напряженность и столкновения в сентябре. Турцию и Россию обвиняют в поддержке Азербайджана и прочие французские политики.

Очередной альянс армянских националистов и западных империалистов?

Конечно, определенную роль в принятии очередной антиазербайджанской резолюции сыграла и армянская диаспора, обладающая во Франции серьезными структурами, прежде всего в виде Координационного совета армянских организаций Франции (CCAF). Экстремистские настроения некоторых ее членов очевидны — не далее, как в сентябре произошло нападение армянских радикалов на посольство Азербайджана в Париже.

Однако не стоит преувеличивать роль диаспоры, скорее стоит говорить о роли радикальных сегментов в истеблишменте самой Армении, которые явно были не против поработать с французским истеблишментом, чтобы добиться реализации своей поистине самоубийственной для Армении idée fixe — интернационализации армянских проблем. Палестинцы, афганцы и многие другие народы в свое время успешно добились подобной интернационализации своих проблем с участием западных джентльменов. Итог известен.

В общем после принятия новой резолюции реваншистские круги в Армении возликовали: «Фактически резолюция Сената Франции, речь президента России Владимира Путина на Валдайском форуме, антиазербайджанские заявления руководства Ирана свидетельствуют о том, что у Армении и армянского народа есть друзья и потенциальные союзники среди многих глобальных и региональных игроков. И как бы действующие власти Армении во главе с Пашиняном ни пытались убедить в обратном, у армянской стороны есть все возможности бороться за право народа Карабаха на самоопределение и безопасную жизнь вне рамок Азербайджана».

В этот перечень мнимых друзей и союзников армянских радикалов (и никак не армянского народа) можно прибавить и усилия, прилагаемые ЕС и США, чтобы занять некое место в процессе азербайджано-армянского урегулирования. Лишь на первый взгляд эта их политика может казать благодетельным стремлением помочь соседним народам Южного Кавказа обрести мир. В современной империалистической политике просто так ничего не делается, а миротворчество идет рука об руку с жесткой экспансией. Вот, к примеру, 16 ноября сперва госсекретарь США Блинкен позвонил президенту Алиеву, чтобы, как радостно сообщили армянские СМИ, призвать Азербайджан «соблюдать режим прекращения огня» и «обсудить итоги и дальнейшие шаги по двусторонним армяно-азербайджанским мирным переговорам». И тут же, 16-17 ноября в Ереван отправился директор Европейского командования США по стратегии, планированию и политике, генерал-майор Даниэль Ласика, о чем также многозначительно рассказали армянские СМИ. Он встретился с министром обороны, начальником генштаба и секретарем Совбеза Армении.

О пагубности ставки на внешних благодетелей заговорил на днях даже армянский историк и бывший советник президента этой страны Армен Айвазян: «Делать ставку на международные гарантии значит бросить армянский народ в открытый огонь. Такие гарантии были и в 1880 году, и в 1918 году, и Вудро Вильсон и многие». Из этого, впрочем, делаются странные выводы, мол «главное — это система безопасности своими силами, то есть #НацияАрмия». Странные выводы, ибо сам же Айвазян признает: «В Армении нет оперативной глубины, и противник может оказаться в любом месте в любое время, и к этому должны быть готовы все население, минимум 250 тысяч человек».

Нужно ли говорить, что в такой раскладке невозможно выстоять в противостоянии с соседними странами? Особенно учитывая то, что в свое время армянские радикалы позаботились о том, чтобы Республика Армения с рождения получила проблемы сразу с двумя гораздо превосходящими ее по всем параметрам соседними странами — Азербайджаном и Турцией. Помнится, сталкиваясь по работе с армянскими «фабриками мысли» еще лет двадцать назад, я был поражен, как ряд аналитиков говорил о «тюркском море», в котором мол барахтается Армения. Идея помириться с тюркскими соседями и просто жить рядом при этом, увы, не упоминалась. Не упомянул ее и Айвазян.

Но идея эта постепенно проникает в умы по меньшей мере некоторых руководителей Армении. Намедни армянский публицист радикальных взглядов Айк Халатян многозначительно написал, что мол некая «армянская общественность», радуясь резолюции французского сената, отмечает, что в сегодняшнем армянском парламенте такой документ не собрал бы нужного большинства голосов. По его словам, «такой скепсис вполне понятен, с учетом проазербайджанских заявлений по статусу Карабаха со стороны премьера Армении, депутатов от правящей партии «Гражданский договор»… Ни премьер Никол Пашинян, ни МИД и Совбез Армении (все те, кто активно участвует в переговорном процессе с Баку и Анкарой) пока так и не отреагировали и не приветствовали проармянский шаг Сената Франции… Из представителей властей прокомментировал голосование французских коллег лишь спикер парламента Ален Симонян, который поблагодарил французских коллег».

И в самом деле, Пашинян за несколько дней до того в интервью Общественному телевидению республики отметил, что ни одна страна мира не готова признать карабахское сепаратистское образование. И вряд ли его обрадовала эта французская резолюция. В отличие от радикальных националистов, мечтающих о «Великой Армении», Пашиняну приходится руководить реальной Арменией. А последней для выживания и развития жизненно необходима нормализация отношений с Азербайджаном и Турцией, по которой французский сенат нанес серьезный удар.

О бумажных тиграх

В ответ на антиазербайджанские действия Франции азербайджанский парламент принял практически единодушную резолюцию, в которой предложил правительству Азербайджана исключить Францию из процесса азербайджано-армянского урегулирования, пересмотреть участие французских компаний в энергетических проектах в стране, пересмотреть существующие отношения с Францией и поставить на международных форумах вопрос о преступлениях, совершенных французским колониализмом и империализмом.

Для начала направления поставлены верно, и они могут сработать, если не останутся лишь буквами на бумаге, а будут претворены во множество соответствующих шагов. Мой коллега Самит Алиев давеча сетовал, что «весовые категории у нас разные, напрямую бодаться с Парижем не получится». Но международная политика не сводится лишь к арифметике, согласно которой сопоставление параметров Азербайджана и Франции явно заканчивается выводом о могуществе последней. Так же как математика не сводится к арифметике, а включает и такие разделы как алгебра, дифференциальное исчисление и пр., так и международная политика не сводится лишь к сравнению будто бы однозначной статистики. Укажем лишь на два момента, которые показывают, как все неоднозначно с парижскими угрозами — а на самом деле моментов куда больше.

Во-первых, у Баку в руках серьезный козырь в виде энергоносителей. Париж ведь стал участником широкомасштабного соглашения в области энергетического сотрудничества между ЕС и Азербайджаном, подписанного 19 июля этого года и предусматривающего «удвоение пропускной способности» Южного газового коридора, который начинается в Азербайджане, затем через Грузию и Турцию идет в Евросоюз. Эта сделка предусматривает поставку не менее 20 млрд кубометров газа в год в ЕС до 2027 года и открывает для Азербайджана возможности сыграть на различиях внутри ЕС. Азербайджан уже превратился в важного экспортера газа для стран Южной Европы, а с ходом времени будет расти его значение и для других стран Европы.

Во-вторых, моральное превосходство ― пресловутая сила в правде ― важнее всего, и главное не опускаться до мелкотравчатости в таких спорах, а вести принципиальную линию, которая может быть понята в мире. Для начала повторим, что захват, этнические чистки, многолетняя оккупация и опустошение азербайджанских земель армянскими радикальными националистами — будет более чем убедительным аргументом против любых заигрываний с карабахским сепаратизмом на Западе. И никакие рассказы о древнем величии не смогут оправдать этого экспансионизма армянских экстремистов. Далее, если Франция (и некоторые другие державы) пытается занять моралистскую позицию — то и здесь имеет смысл ставить на правду и рассказывать о кровавом и нелицеприятном прошлом и настоящем западного и восточного империализма. У Азербайджана для этого есть подходящие площадки и партнеры, например Движение неприсоединения. При долгосрочном подходе к работе в нем оно даст немало возможностей для защиты Азербайджана от действий даже куда более опасных? чем нынешняя парижская резолюция.

Одним словом, французские заигрывания с карабахским сепаратизмом имеют давнюю историю и ничего общего с человеческой моралью и гуманитарными соображениями. Азербайджан, конечно, этого игнорировать не может. Более того, если он будет реагировать на такого рода действия применяя стратегический и долгосрочный подход, то он вполне может нейтрализовать этот новый ремейк альянса армянских экстремистов с западными империалистами. Как не раз показывала история (и сейчас вновь показывают украинцы), рано или поздно все империалистические сверхдержавы оказываются «бумажными тиграми».

Caliber.Az

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ