Максим Шевченко: Париж продюсирует новую войну между Арменией и Азербайджаном

Вчера в Кремле подтвердили, что встреча президентов Азербайджана и России Ильхама Алиева и Владимира Путина и премьера Армении Никола Пашиняна пройдет 31 октября в Сочи. Сообщается, что будет рассмотрен ход реализации трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении от 9/10 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года и дальнейшие шаги по укреплению стабильности и безопасности на Южном Кавказе.

Перед этим заявлением из Кремля случилось еще несколько важных событий. Президент РФ Владимир Путин выступил на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», заявив, что Москва поддерживает идею заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном, но РФ не может ничего навязывать и диктовать.

В ответ армянский премьер-министр Никол Пашинян быстро заявил, что Армения согласна установить межгосударственные отношения с Азербайджаном по принципам, предложенным Россией, и готова подтвердить это на встрече лидеров трех стран в Сочи. И здесь есть важный нюанс: В России не раз подтверждали, что согласны с предложениями Азербайджана из пяти основных принципов. Главный из них, как известно — это взаимное признание территориальной целостности. При этом сложилось мнение, что некий вашингтонский, западный план мирного соглашения предусматривает территориальную целостность, а вот российский — какой-то «скользкий».

Сегодня по просьбе Oxu.Az процесс армяно-азербайджанского урегулирования перед важной встречей в Сочи комментирует известный российский журналист и общественный деятель Максим Шевченко:

— Политика России в данном случае существует в двух измерениях. Первое — это государственные интересы, которые определяет президент РФ. Вторая плоскость — интересы армянской диаспоры, которая доминирует в российском медиапространстве, занимается финансовыми спекуляциями, безнаказанно (в лице миллиардера Рубена Варданяна) приезжает в Ханкенди и заявляет о себе как министре несуществующего образования и т.д. Полное ощущение, что есть линия раздвоения.

Я полагаю, что подавляющее большинство армян, живущих в Армении, согласны с тем, что Карабах — это Азербайджан. И для них важнее всего достичь мира с Турцией и Азербайджаном, не быть заложниками каких-то глобальных диаспоральных игр. А вот для армян, живущих в Москве, Нью-Йорке, Париже, которые друг с другом очень тесно связаны и у которых задача ловить рыбу в мутной воде, тема урегулирования является ключевой в другом смысле. Они шантажируют Карабахом и Азербайджан, и Армению, и президента Путина. Недавно на российском федеральном канале была передача Вячеслава Никонова (депутат Госдумы — ред.). На эту вакханалию негативно отреагировали в Азербайджане. Наталия Нарочницкая (российский политический деятель и политолог — ред.) истошно кричала, что Карабах — это Армения. Солировал ей Андраник Мигранян — один из создателей современного российского империализма, это человек, который, на мой взгляд несет прямую ответственность и за украинскую войну, и за страдания народов Азербайджана и Армения, и за многое другое. И он тоже заявлял, что Карабах — это Армения.

А ведь это странно. Президент России Владимир Путин говорит, что Карабах — это Азербайджан, а на «Первом канале» в прямом эфире утверждают прямо противоположное, да еще и не предоставляют возможность высказать другую позицию.

— Почему же так происходит?

— Так устроено российское государство олигархических кланов. Государственный интерес, который зачастую выражается позицией президента, отличается от интересов тех или иных олигархических кланов, которые живут и зарабатывают благодаря взаимодействию с глобальными спекулянтами. Они, в свою очередь, опираются на различные диаспоры, в том числе и на армянскую.

Что же касается мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, то российский план для Баку хорош, разве это не так?

— Если он основан на принципе территориальной целостности, то безусловно.

— Но иначе и быть не может. Президент Путин полностью поддерживает территориальную целостность Азербайджана и говорит о делимитации армяно-азербайджанской границы. И при этом пропагандисты Кремля вопят о том, что Карабах — это Армения. Вот как хотите, так и понимайте это. Мне кажется, что здесь нужен Карл Густав Юнг (известный швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии — ред.).

Я хочу обратить внимание еще на одно событие, которое широко освещалось в азербайджанской прессе. Не так давно мы, фактически, столкнулись с объявлением войны Азербайджану со стороны президента Франции Макрона. Речь французского лидера была совершенно чудовищной. А 15 ноября в Сенате Франции будут обсуждать санкции против Азербайджана. Мало кто сомневается, что этот антитурецкий и антиазербайджанский документ будет принят. По некоторым сведениям, там будет сказано, что Карабах — это Армения и все в таком духе.

Париж продюсирует новую войну между Арменией и Азербайджаном. Франция вступила в решительное противостояние с Турцией за газовые ресурсы юго-восточного Средиземноморья, где складываются альянсы. Первый — это Франция-Греция-греческий Кипр-Египет- ливийский генерал Хафтар. Второй — Турция-Азербайджан-Пакистан (хоть он и далеко от Средиземного моря)-Национальный совет Ливии. Для того чтобы ослабить позиции Турции в Средиземноморье французам надо разжечь новую войну между Арменией и Азербайджаном. Задача — отвлечь внимание Баку и Анкары и решить вопрос с захватом газовых месторождений в Средиземном море. Вопрос обеспечения газом и ураном (во Франции свыше 50 действующих атомных реакторов — ред.) для Парижа является стратегическим.

Кстати говоря, главным дистрибьютером азербайджанского газа в Европе сегодня является Италия, которая получает его через Турцию. В Италии к власти пришло правительство, которое, мягко говоря, критикует принципы ЕС. При этом Италия является союзником Турции, Азербайджана и даже в какой-то мере России в Европе. Мне могут сказать, что я цитирую какой-то учебник XIX века, но мир опять изменился. Не действуют принципы открытости границ, нового политического мышления, это надо понять. Президент Азербайджана Ильхам Алиев одним из первых политиков осознал, что старый мир поменялся.

Страны вернулись во времена империалистических войн, или же, другими словами началась новая их фаза. И я вас уверяю, что Армения может стать детонатором, который сейчас накачивают взрывчаткой. Единого Запада больше нет и здесь, в регионе Южного Кавказа удивительным образом совпадают позиции Франции, Ирана и частично США (Вашингтон просто хочет управлять этим хаосом).

Сейчас Иран еще атакуется западными спецслужбами, пользуясь усталостью народа от исламского режима, суровостью Корпуса стражей исламской революции и всего прочего. Исламский режим устоит, хотя и вынужден будет модернизироваться. И в любом случае, ИРИ останется союзником Армении. Тегеран боится турецко-азербайджанского партнерства. Не случайно же появляются сообщения о возможных поставках индийских вооружений через Иран в Армению.

Отдельный вопрос — Грузия, президент которой — француженка Саломе Зурабишвили работала в МИД Франции. В правительстве Грузии много бывших французских граждан (а бывших не бывает). Грузинская элита тесно связана с «французскими клубами».

Президент Грузии Саломе Зурабишвили в ходе недавнего официального визита в Румынию обсуждала открытие регулярного паромного сообщения между портами Констанцы и Батуми и Поти. А это возможность доставки и западного вооружения в Армению, которую, как я уже сказал, могут «накачать взывчаткой».

Азербайджан мог упустить это из виду, ведь большое видится на расстоянии, а вы рядом с Грузией. Недавняя поездка Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Тбилиси возможно, была связана и с этим моментом.

— Но разве самим армянам нужна новая война?

— Когда мы говорим об армянах, то надо четко разделять того же Рубена Варданяна, чьи рестораны окружают Кремль по периметру, и простых армян, живущих в Армении, которые не хотят быть пушечным мясом для варданянов, карапетянов и криминальных армянских элементов из Калифорнии.

Никол Пашинян, при всех его минусах и слабостях все-таки является ставленником армянского народа, живущего в Республике Армения. Это примерно один миллион человек, а может и меньше, но тем не менее. Армянский премьер хочет заключить мирное соглашение с Азербайджаном, поэтому он так быстро отреагировал на слова президента Путина и согласился на мирный план. Мир с Азербайджаном позволит Армении избежать участи инструмента Запада и США.

— Озвучивались планы подписания мирного соглашения между странами еще до конца года. Этот прогноз сбудется?

— Я не Дельфийский оракул (улыбается). Есть силы, которые хотят, чтобы этот план сбылся — это Баку, Анкара, Москва и Пашинян (я не скажу Ереван, поскольку там есть и другие тенденции). А есть те, кто против — это Вашингтон, Париж и в какой-то мере Тегеран. И существует угроза того, что Никола Пашиняна могут просто убить. В Армении это легко делается. Вспомните, как 27 октября 1999 года люди зашли в здание парламента и расстреляли руководство страны. Вероятность повторения этих событий очень велика, так что можно всерьез беспокоиться за жизнь Никола Пашиняна.

Наир Алиев

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ