Иран бряцает оружием на границе с Азербайджаном с целью отвлечь внимание от протестов населения
Интервью Caliber.Az с российским экспертом, старшим преподавателем кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Сергеем Маргулисом.
— Как вы думаете, с какой целью Иран пытается создать напряженность на границе с Азербайджаном, собирая туда тяжелую военную технику и войска КСИР? Чем может быть вызвано нынешнее недовольство соседнего государства?
— На мой взгляд, эта ситуация обусловлена двумя основными факторами — внешним и внутренним. Если говорить о внешнем факторе, то Иран однозначно не заинтересован в открытии транспортных коммуникаций и Зангезурского коридора, поскольку с точки зрения иранского руководства это обеспечит новое сообщение между Турцией и Азербайджаном, и как следствие — может перерезать транспортные маршруты, идущие из Ирана через территорию Армении. Полагаю, отнюдь не случайно Тегеран обеспокоен последним обострением на армяно-азербайджанской границе и возможностью изменения границ в пользу Азербайджана. Очевидно, что Иран боится оказаться в кругу тюркских государств и тем самым лишиться транспортного маршрута через территорию Армении.
Что же касается второго фактора — внутреннего, то думаю, он даже более актуален и заключается в том, чтобы отвлечь внимание населения от протестов, которые происходят в последнее время.

— В чем, на ваш взгляд, основная причина этих протестных акций и какие они могут иметь последствия?
— Протесты в Иране продиктованы в первую очередь социально-экономическими факторами, поскольку ситуация в Иране в целом далека от сверхблагополучной. Плюс к этому ее усугубляет весьма консервативный исламский образ жизни. Его на протяжении многих лет продвигает руководство Ирана, а это далеко не всех в этой стране устраивает. Дело в том, что в свое время, еще до исламской революции, Иран был более свободным государством, без каких-либо перегибов в сторону религии. А сейчас активный доступ к интернету и соцсетям дает иранской молодежи возможность получать больше информации об образе жизни в других мусульманских странах, менее консервативных. Думаю, причины протестов кроются именно в этом.
— Допускаете ли вы вероятность поставок Ираном вооружений Армении?
— Да, такой вариант мне представляется вполне реальным. Отнюдь не случайно один из иранских генералов накануне заявил, что в приобретении иранских беспилотных летательных аппаратов и ракет уже заинтересованы двадцать две страны. Я бы не исключал, что среди потенциальных импортеров иранских вооружений может числиться и армянская сторона.
— А как оцениваете уровень стабильности и безопасности региона Южного Кавказа сейчас и в обозримом будущем на фоне провокационной политики Армении?
— Что касается общей ситуации на Южном Кавказе, то, на мой взгляд, она, к сожалению, недостаточно стабильна и наполнена потенциальными рисками, что обусловлено углублением сотрудничества армянской стороны с западными странами. В этом контексте уместно вспомнить недавнее провокационное заявление французского лидера Макрона касательно ситуации в регионе, а также визиты первых лиц США в Армению. Очевидно, что западные страны заинтересованы в раскачивании ситуации в регионе и эскалации армяно-азербайджанского конфликта, поскольку это максимально невыгодно РФ, особенно в нынешних условиях. Поэтому вполне возможно какое-либо давление со стороны Запада на политику Армении в лице Пашиняна. Он существенно испортил отношения с Россией, хотя Москва на официальном уровне пока на это не реагирует. С учетом всех этих факторов я бы не исключал какой-либо эскалации в регионе.
— С какой целью, на ваш взгляд, Франция развернула масштабную антиазербайджанскую кампанию?
— Позиция Макрона в данном случае исходит из двух факторов. Первый из них внутренний и заключается в том, что французские лидеры, как правило, делают серьезную ставку на сильную армянскую диаспору. Соответственно, позиция Франции носит традиционный характер и направлена в поддержку Армении по проблеме Карабаха.
Второй момент заключается в том, что современная французская политика идет практически в фарватере американских интересов, которые в данном случае нацелены на ухудшение армяно-российских отношений, с тем расчетом, что Армения является прямым военным союзником России по ОДКБ. Поэтому французская сторона пытается активно продвинуть тезис, что Москва в армяно-азербайджанском конфликте заняла позицию Баку. Это, однако, не соответствует действительности. Россия выступает главным образом в роли медиатора, но учитывая постоянные оглядки Пашиняна в сторону Запада, скорее всего Париж и впредь будет придерживаться проармянской позиции и сохранять антиазербайджанскую риторику в отношениях с Баку.
Caliber.Az