Ностальгия сокрушенных оккупантов, или «Великоармянская» болезнь как залог самоуничтожения Армении

Даже после сокрушительного поражения в Карабахской войне немалая часть армянства не находит в себе ума и силы признать, что оккупация азербайджанских территорий в начале 1990-х годов была результатом военной агрессии в отношении соседнего государства, вопиющим нарушением принципов и норм международного права, просто безумным шагом со стороны Армении. Шагом, который, собственно, и обрек ее на последующую катастрофу. Пусть даже она нагрянула спустя почти 30 лет…

Показательно, что даты оккупации армянскими вооруженными силами азербайджанских районов, которые 30 лет спустя были освобождены армией Азербайджана в ходе 44-дневной войны, армянские деятели, живущие в плену реваншистских грез, вспоминают с «тоской и сердечной болью». К таковым относится и военный преступник Сенор Асратян, представляемый как «бывший пресс-секретарь армии обороны Республики Арцах». Вспоминая об оккупации Агдама 23 июля 1993 года, он привел один предшествовавший ей эпизод: в июне того же года тогдашний президент Армении Левон Тер-Петросян предложил «властям Арцаха» вывести войска «из освобожденного нами всего два месяца назад Карвачара» (так армяне называли в период оккупации азербайджанский город Кельбаджар). Тер-Петросян обосновывал свою позицию тем, что этого «требуют международные силы». Однако, напоминает Асратян, 23 июля, «вопреки требованиям международных сил, была нейтрализована вражеская военная база в Агдаме, а затем один за другим освобождены Физули, Джебраил и так далее…».

Ненависть к Азербайджану и азербайджанцам, жажда крови столь безграничны в сознании «экземпляров», подобных Асратяну, что им даже не приходит в голову мысль признать: лучшим выходом для Армении и армян было тогда принять «требования международных сил». Те самые требования, которые нашли свое отражение в четырех резолюциях Совета Безопасности ООН, предусматривавших безоговорочный вывод армянских военных сил из оккупированных районов Азербайджана. И если бы армяне, вставшие в начале 1990-х годов при помощи известных внешних кругов на путь оккупации части международно признанной территории Азербайджана, прислушались бы к голосу здравого смысла, вернули бы уже захваченные земли и не стали бы захватывать новые, то сама Армения сейчас могла бы жить в совершенно иной реальности. И не пережила бы в 2020 году унизительное и сокрушительное поражение в войне, оказавшейся неизбежной в реальности, созданной теми «армянскими героями», которые захватывали азербайджанские территории, убивали азербайджанских женщин, детей и стариков, изгоняли сотни тысяч азербайджанцев с их родных мест. А потом, если судить по ностальгическим признаниям армянских СМИ, восторженно взирали на руины Агдама — «свидетельство славной победы армянского оружия», испытывая при этом безумную радость от того, что «некогда процветающий азербайджанский город именно так — в руинах — пробуждал ощущение историчности побед Тиграна».

Все душеизлияния подобного рода — признак тяжелой болезни армянского сознания, смакующего последствия совершенных ее носителями военных преступлений. Ибо восторгаться последствиями агрессии в виде разрушенных городов и селений, результатами массовых этнических чисток в отношении проживавшего здесь в свое время огромного числа людей, способны только законченные нелюди.

Способно ли армянское сознание к излечению — покажет время. Ясно лишь, что в случае отрицательного ответа на этот вопрос армянское государство не избежит окончательного самоуничтожения. Да и Азербайджан как сила, на которую в первую очередь направлены агрессивные помыслы носителей «великоармянской» болезни, не допустит отныне побед умалишенных, обращенных всем своим нутром к мифическим, преимущественно ложным представлениям о прошлом, а потому не способных жить с устремленностью к лучшему будущему и миру с соседями.

Натиг Назимоглу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ