На прицеле у разведок мира: Армения как региональный изгой
Вот уже более недели в Армении не стихают разговоры о том, почему страну посетил директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Уильям Бернс. Интригу визита определило и то, что он (визит) последовал посещению Еревана секретарем национальной безопасности Ирана Али Шамхани и предшествовал аналогичному вояжу главы Службы внешней разведки (СВР) России Сергея Нарышкина.
В Армении попытки определить подлинную причину внимания к ее скромной «особе» со стороны лиц, ответственных за безопасность и разведку столь влиятельных держав, отличаются причудливой смесью горделивых утверждений о роли страны в региональных делах с признанием отсутствия у нее должной субъектности на международной арене в современных условиях. Последнее при этом явно преобладает, что и не удивительно, поскольку никакой пафос не может скрыть сам факт нахождения Армении «не за столом, а на столе» разрабатываемых великими игроками политических проектов с далеко идущими целями. И это особенно очевидно в реальности, сложившейся по итогам 44-дневной войны, которая развеяла все мифы о состоятельности армянского государства и его «непобедимой мощи». Данный расклад полностью раскрывается и при рассмотрении вопроса о том, каков ключевой фактор, побудивший глав разведслужб известных стран посетить ничем, по большому счету, не примечательную в региональной и, тем более, глобальной политике Армению.
Ереванские «душеизлияния» лишь подтвердили незавидный вес самой Армении. Так, к примеру, директор СВР Нарышкин, находясь в Армении, подтвердил, что Москва не намерена отказываться от своего «армянского инструмента» в геополитическом противоборстве с Западом словами о защите Россией «союзников и друзей в трудную минуту».
Между тем, уже сам факт поочередного посещения Шамхани и Нарышкиным Еревана перечеркнул версию об «эксклюзивном» интересе представляемых ими держав к Армении. Визит же Бернса в конкретно взятую Армению лишь еще сильнее указывает на отсутствие подобного «эксклюзива». Так как с точки зрения американских интересов Армения, в отличие от своих соседей по Южному Кавказу — Азербайджана и Грузии, представляет собой «элемент», в наибольшей степени подвергающийся влиянию связки Москва-Тегеран, контуры которой значительно прочертились на фоне беспрецедентных антироссийских санкций Запада. Санкций, закрепивших Россию в едином с Ираном ряду «стран-изгоев».
Иными словами, именно Армения — самый зависимый от глобальных разборок региональный фактор, в связи с чем влиятельнейшее мировое государство в лице США проецирует ходы, способные вырвать ее из орбиты пророссийской и проиранской политики. Утверждения армянских экспертов о том, что «в Армении развернулась настоящая битва на уровне глав передовых спецслужб мира, каждая из которых норовит продавить здесь свою повестку и отстоять кровные интересы собственного государства», справедливо как раз в смысле констатации ущербного положения армянского государства и его возможностей. Ибо отсутствие у него самодостаточности способствует тому, что регион, частью которого является Армения, не может вырваться из плена зависимости от воли ключевых внешних центров.
«Игрушечный» статус Армении предоставляет силовым центрам возможность манипулировать региональными процессами со ссылкой на слабость Армении, которую нужно опекать и поддерживать. И ярче всего эту слабость подтверждает неспособность Армении предпринять решающие шаги для вывода региона завершившегося нагорно-карабахского конфликта на рельсы прочного, долгосрочного мира.
Более того, Армения практически саботирует процесс нормализации отношений с Азербайджаном. Даже за ее робкими шагами в направлении прямых контактов с Азербайджаном, который добивается как раз таки становления двустороннего диалога без посредников как оптимальной площадки, способной содействовать скорейшему заключению мирного договора и урегулированию отношений, следуют нивелирующие значение этих шагов заявления. Они формулируются как будто бы для того, чтобы реанимировать формат посредников в лице сопредседательства Минской группы ОБСЕ и заодно с ним ликвидированный в результате 44-дневной войны вопрос «статуса». Но на деле не только не достигают поставленных целей — ибо они просто недостижимы, но лишь сильнее затягивают саму Армению в пучину междержавных разборок. Чем еще больше утверждают ее реноме в качестве не просто слабейшего, но и вредоносного участника процессов региональной стабилизации и сотрудничества. То есть, по сути, южнокавказского изгоя.
Натиг Назимоглу