Армения перед выбором: мятеж или мир с Баку?

Уличные протесты в Армении хотя и взяли небольшой тайм-аут, тем не менее, пока еще рано говорить об их завершении. Оппозиция, что называется, вошла во вкус и настойчиво пытается устроить очередной внутриполитический коллапс, используя сразу несколько благоприятных для себя обстоятельств. Это прежде всего упаднические настроения в обществе после поражения Армении во Второй Карабахской войне и утраты Карабаха. На руку протестующим и нарастающее недовольство политикой нынешней власти, как и личностный фактор самого Пашиняна, объявленного демонстрантами «предателем» армянской нации из-за готовности к миру с Баку и Анкарой.

К этому перечню уместно добавить антироссийский и антитурецкий факторы, ставшие сегодня неотъемлемой частью армянской идеологии – как в проправительственной, так и оппозиционной. Этот аспект требует отдельного рассмотрения, но нет никаких сомнений, что возмущение армян политикой Москвы и Анкары в вопросе Карабаха будет еще долго темой для разглагольствований ереванских пропагандистов.

Что же касается протестного бума, то, как известно, начался он еще с середины апреля, конкретно после того, как премьер-министр страны Никол Пашинян предложил «опустить планку в вопросе статуса Карабаха» и призвал подписать мирное соглашение с Азербайджаном. Парламентская оппозиция тотчас обвинила премьера в намерении «сдать Карабах», а лидеры протестов заявили, что «Движение сопротивления» продолжится до тех пор, пока он не уйдет в отставку.

Судя по информации армянских СМИ, в нынешних протестах в Ереване стан оппозиции возглавляет вице-спикер, депутат от блока «Армения» Ишхан Сагателян. По крайней мере, именно его имя фигурирует в последнее время все чаще в публикациях о протестных митингах. Митингующие требуют отставки Пашиняна, блокируют правительственные здания, а «красные береты» — спецподразделение полиции республики действует более жестко, чем обычно: есть пострадавшие, в том числе и среди полицейских.

Судя по тому, что протестное движение в РА продолжается уже второй месяц, оппозиция не исчерпала финансовые ресурсы, пополняемые армянской зарубежной диаспорой и другими внешними акторами. А местные политологи напоминают, что смена власти в Армении традиционно происходит после громких народных волнений. Таким путем пришел к власти в 2018 году и сам Пашинян, сместив с поста Саргсяна.

В этот раз, несмотря на упорство, оппозиции не удалось даже близко подойти к решению своей главной задачи – отстранению Пашиняна, и каких-либо серьезных предпосылок тому на данный момент не просматривается. Ключевой причиной неудач оппозиционных сил стало отсутствие единства и консолидации в армянском обществе. Наблюдавшийся и до того разлад в нем, чрезвычайно усугубился после поражения во Второй Карабахской войне, де-факто разделив население на два лагеря — сторонников политики Пашиняна, выступающих за нормализацию отношений с Баку и Анкарой, и оппозиционный блок, жаждущий реванша. Последний по своим идейным и политическим убеждениям представляет собой достаточно слабое звено. Во всяком случае, даже из гипотетически возможных ста тысяч граждан Еревана оппозиции удается выводить на улицы не более 5-10 тысяч горожан и жителей провинции. При этом остальная, подавляющая часть населения предпочитает игнорировать акции, наблюдая за происходящим из окна. То есть в Армении немало негласно поддерживающих политику действующей власти и мирное урегулирование отношений с Баку и Анкарой.

Такое положение — серьезный политически бонус, которым не мешало бы воспользоваться Николу Пашиняну. Однозначно, что в постконфликтный период, несмотря на реваншистские взгляды и настроения оппозиционных «патриотов», их шансы на власть в Армении мизерны. Трезвомыслящие граждане страны понимают, что протесты лишь усугубляют и без того беспросветное социально-экономическое положение страны, усиливая напряженность внутри нее и деморализуя общество. Помимо этого, большинство армян вовсе не желают «отвоевывать» Карабах обратно, сознавая, что еще одна война с Азербайджаном принесет новые потери и новое поражение. Именно эту ситуацию Пашинян может использовать и против своих политических противников, и как элемент внешней политики для урегулирования отношений с соседями по региону — Азербайджаном и Турцией.

Между тем в ближайшее время в Москве запланирована вторая встреча комиссий Азербайджана и Армении по делимитации границы, в ходе которой стороны при посредническом участии российской стороны обсудят наиболее чувствительные детали оформления рубежей двух стран. Известно также, что в распоряжении Москвы имеются необходимые картографические материалы, которые стороны смогут использовать как вспомогательные. Стоит подчеркнуть, что на московской встрече переговорщики вернутся к заявлениям лидеров трех стран по итогам Сочинского саммита в ноябре 2021 года, полностью отразившие позиции Азербайджана. Тогда в российском экспертном сообществе итоги сочинского саммита расценивали как политическую победу президентов России и Азербайджана. Прежде всего потому, что вопреки намерениям Армении Владимир Путин еще раз подтвердил необходимость запуска Зангезурского транспортного коридора. А когда рассматривались возможности для начала процесса демаркации границы, российский лидер однозначно заявил о необходимости создания двухсторонней комиссии, продемонстрировав политику единых подходов России и Азербайджана к урегулированию ситуации в регионе.

По сути, возврат к заявлениям лидеров трех стран по итогам саммита в Сочи не оставляет армянскому премьеру даже узкого пространства, чтобы вновь маневрировать и уклоняться от выполнения пунктов достигнутых прежде договоренностей. Поэтому предстоящая встреча в Москве с большей долей вероятности может стать еще одним драйвером (наравне с Брюсселем) в вопросе демаркации и делимитации границы, который всячески обходит армянская сторона.

Между тем за процессом армяно-азербайджанских переговоров внимательно следят как в Москве, так и в Брюсселе, причем активизация европейского политического центра вызывает неслабое раздражение российской стороны. Это тоже вполне объяснимо: Россия всегда претендовала на контроль над Южно-Кавказским регионом, а потому нынешние посреднические усилия Европы воспринимаются в Москве крайне ревностно. Российские эксперты прямо заявляют, что европейские политики пытаются перехватить у России посредническую миссию по урегулированию отношений между Азербайджаном и Арменией, считая, однако, что их старания тщетны.

Такое мнение полностью разделяет и московский политолог Дмитрий Верхотуров, о чем он и заявил Caliber.Az.

Эксперт убежден, что в налаживании отношений двух прежде воевавших стран, в частности будущей деятельности совместной двухсторонней комиссии по демаркации и делимитации границ, значимую роль играет именно Россия. Верхотуров подчеркивает, что во многом благодаря Москве стороны продвигаются к компромиссу, хотя, возможно, и без особого желания со стороны Еревана.

«В свете известных событий в Украине, Путину невыгодно, если на Кавказе вновь разгорится конфликт с угрозой перехода в вооруженную схватку. Поэтому он, скорее всего, будет давить на обе стороны, чтобы они договорились и пришли к какому-то консенсусу вопреки нежеланию Еревана. Полагаю, в этом случае можно говорить о вероятности подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией в обозримом будущем, при участии, естественно, России», — считает политолог, отмечая, что Москва заинтересована в этом хотя бы потому, чтобы не оставить плацдарма для Европы, которая всячески пытается перехватить у нее посреднические инициативы для Баку и Еревана.

Caliber.Az

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ