Может ли Армения отказаться от взятых на себя обязательств? Пусть попробует…
Политические, дипломатические и правовые последствия победы Азербайджана в 44-дневной войне принимают столь всеобъемлющий характер, что армянские шовинисты все никак не выйдут из состояния шока и пытаются затушевать его откровенно безумными идеями. На это указывает реакция реваншистски настроенной оппозиции, изо всех сил пытающейся затащить на улицы как можно больше людей с целью обеспечения необходимой массовки для свержения «предательского» режима, на итоги состоявшейся 22 мая в Брюсселе трехсторонней встречи Президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и главы Евросовета Шарля Мишеля.
Речь в данном контексте идет вовсе не о резких комментариях по поводу итогового заявления Мишеля, целый ряд положений которого оголтело националистическая армянская публика восприняла как «неприемлемые» для Армении. Причем особое недовольство выражается в связи с тем, что переговоры были проведены на основе представленных Азербайджаном 5 базовых принципов нормализации отношений, исходя из чего переговорный лексикон освободился от таких изживших себя понятий, как «Нагорный Карабах» и «нагорно-карабахский конфликт», а в самом итоговом заявлении было употреблено выражение «этническое армянское население Карабаха». Что, разумеется, со всей очевидностью указывает на абсолютную обоснованность утверждения Азербайджана об «отправленном в ад» вопросе «статуса».
Самое примечательное в истории с переходом армянского шока в безумное качество состоит в обильно изрыгаемых армянскими оппозиционными лидерами «предупреждениях» о том, что после их «обязательного» прихода к власти все достигнутые с участием Пашиняна договоренности, подписанные им документы, дескать, не будут иметь юридической силы. Мол, после изгнания «капитулянта» у Армении уже не будет никаких обязательств ни перед Азербайджаном, ни перед кем бы то ни было в этом подлунном мире. И все потому, что оппозиция не допустит «сдачи интересов Армении и Нагорного Карабаха».
Иными словами, реваншисты замахиваются уже не просто на антиконституционный переворот, насильственное свержение власти — что, впрочем, является сугубо внутренним делом Армении (ведь даже у недогосударств бывает таковое), — но и воображают себя способными повернуть вспять ход самой истории. Однако буйно разыгравшееся воображение реваншистов их явно подводит…
Все дело в том, что Армения стоит перед жестким и однозначным выбором одного из двух возможных путей. Или она, отказавшись от территориальных претензий к Азербайджану, примет протянутую ей руку мира, и тогда две страны получат шанс на преодоление вражды и налаживание нормального, добрососедского сотрудничества. Или же Армения пойдет по пути, на который ее обещает вывести реваншистская оппозиция, и тогда страну неминуемо ожидает новое сокрушительное поражение, которое с большой долей вероятности поставит окончательный крест на самом существовании армянского государства.
Из этого следует, что в интересах Армении — причем вне зависимости от того, кто правит ею сегодня и будет править завтра, — полностью и безоговорочно выполнять обязательства, взятые ею по итогам 44-дневной войны и в рамках трехсторонних переговорных форматов, которые реализуются с участием России и Евросоюза. Другого разумного пути у Армении просто нет, если, конечно, она рассчитывает сохраниться на политической карте мира. Проверить правоту этого утверждения она, конечно, может себе позволить. Стоит ей лишь поверить обещаниям обезумевших реваншистов, поверить в то, что в случае смены власти Армения освободится от необходимости выполнять условия достигнутых с Азербайджаном договоренностей и соглашений. Поверить и убедиться в том, какой будет цена этого «освобождения»…
Натиг Назимоглу