Политолог: Проблема армяно-азербайджанских взаимоотношений может решиться в считанные недели
Перспективы подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном в краткосрочной перспективе не очень велики, считает директор Института Кавказа Александр Искандарян.
Проблема, по его оценке, очень сложная, поскольку «то, что хочет Азербайджан, и на что может пойти Армения, это объективно расходящиеся реальности». Армянский эксперт назвал азербайджанские пункты требованиями, а армянские — комментариями к этим требованиям, пишет газета «Каспий».
При этом Искандарян прямо сказал, что у Армении нет не только ресурсов, чтобы что-то решить в свою пользу, но и дипломатии, которая сумела бы достойно вести переговоры…
И неважно, на какой площадке (Брюссель или Москва), дело в том, кто и как осуществляет действия в Армении, чем она обладает, какой субъектностью. Вместе с тем он предупреждает, что столь сложный и застарелый конфликт не может быть решен за несколько месяцев, поскольку речь идет об армяно-азербайджанских взаимоотношениях в целом.
Четыре ключевых вопроса
Между тем при желании военно-политического истеблишмента Армении совокупность всех этих вопросов можно было бы решить в считанные недели. Ведь логика нормализации отношений сперва подразумевает заключение мирного договора и установление дипломатических отношений. Уже после этого может начаться реализация инфраструктурных проектов, а также, например, решаться вопрос демаркации границы.
Так, во всяком случае, считает эксперт Валдайского клуба, азербайджанский политолог Фархад Мамедов.
Напомним, в настоящий момент на повестке четыре ключевых вопроса: мирный договор, разблокировка коммуникаций, создание комиссии по определению границ и вывод остатков вооруженных сил Армении из зоны временного пребывания российского миротворческого контингента.
Российские эксперты уверены, что сейчас можно говорить только о правах армян, проживающих в Азербайджане. В частности, Алексей Наумов полагает, что «территориальные» формулировки в связи со статусом Карабаха официально уже никем не озвучиваются, потому что все осознают: нет никакого иного решения, кроме того, что Карабах — это Азербайджан.
Теперь армянской стороной поднимается вопрос прав карабахских армян. Однозначно эта оставшаяся территория, ранее оккупированная армянской стороной, будет реинтегрирована в Азербайджан. «На что могут претендовать карабахские армяне — может быть, на муниципалитет с особым статусом. Понятно, что в целом Азербайджан в вопросе статуса Карабаха на уступки не пойдет, и Еревану придется смириться с реальностью, потому что не он сегодня определяет правила этой игры и он не может диктовать контуры будущего окончательного урегулирования», — считает Алексей Наумов.
А вся эта шумиха вокруг карабахских армян поднята с целью представить какие-то свои дипломатические усилия как битву за интересы своих людей. Отсюда, когда Баку предлагает свои пять принципов, армянская сторона — свои шесть. Рано или поздно Армения будет вынуждена согласиться на наши пять пунктов. Так зачем же вся эта информационная возня? А чтобы впоследствии Пашинян мог заявить: мы бились как львы на дипломатическом треке, мы очень многое сделали, выдвигали свои принципы, но в итоге, как видите, было решено вот так…
В Ереване бушует оппозиция
В Ереване с 1 мая с переменным «успехом» проходят оппозиционные митинги и акты неповиновения. Так, сторонники оппозиции перманентно перекрывают ряд дорог в столице Армении. Вполне естественно, в создавшейся ситуации хаоса происходят постоянные столкновения с протестующими. Армянская пресса, к примеру, сообщила о задержании бывшего депутата Наиры Зограбян и сына экс-президента Роберта Кочаряна — Левона Кочаряна. Последнего задержали уже во второй раз. Эксперты едины во мнении, что пока протесты сводятся к противостоянию между бывшими и нынешними властями Армении, Пашиняна не свергнут.
«Да, у премьер-министра низкий рейтинг доверия в общества, но у тех, кто сейчас возглавляет оппозицию, еще ниже. При этом Кочарян, Ванецян и другие конкурируют и не хотят терять контроль над улицей. Большая часть общества все еще в глубокой апатии», — говорит армянский политический аналитик Аршалуйс Мгдесян, который считает, что «главная проблема современной Армении в том, что республике нужны серьезные изменения во внутренней и внешней политике, а без консолидированной поддержки общества власти не могут на это решиться». Нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что оппозиция, раскачивающая ситуацию, тоже не пользуется особой популярностью.
Цель – мирный договор
Нравится оппозиции Пашинян или нет, но он — легитимный политик, поставивший свою подпись под мирными договоренностями, и может довести 30-летний армяно-азербайджанский конфликт до логичного завершения — мирного договора и разблокирования транспортных коммуникаций. К тому же представленные Азербайджаном принципы из пяти пунктов основаны на базовых положениях международного права и опыте установления цивилизованных отношений между государствами.
Что же касается армянских шести пунктов, то, говоря словами главы внешнеполитического ведомства Азербайджана Джейхуна Байрамова, «при детальном ознакомлении с этими документами приходишь к выводу, что их нельзя назвать предложениями. На момент их представления нам они являли собой не что иное, как реакцию армянской стороны на предложения Азербайджана».
Рано или поздно армянская сторона осознает необходимость реальных шагов, направленных к миру. Главное, чтобы не было поздно…